№ 16-3884/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 июля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Маляровой Е.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отделения пограничного контроля «Мурманск-рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ по западному арктическому району от 24 октября 2022 года, решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 13 декабря 2022 года и решение судьи Мурманского областного суда от 27 февраля 2023 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением заместителя начальника отделения пограничного контроля «Мурманск-рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ по западному арктическому району от 24 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 13 декабря 2022 года и решением судьи Мурманского областного суда от 27 февраля 2023 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3 просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, неправильное применение ссудами норм материального права и допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью I статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящею Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определены Правила пересечения государственной границы Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 2 стати 5 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 пропуск через Государственную границу лиц. транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении па пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Частью 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 установлено, что под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полегав), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной 1раницы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц. транспортных средств. ФУ зов. товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу. специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ч.2 ст. 11 названного Закона).
Согласно части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 пропуск лиц. транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с поступлением 5 октября 2022 года из ситуационного отдела ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району информации о нарушении капитаном судна МК-8935 «Капитан Русанов» ФИО1 требований части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении судна «Капитан Русанов» проведены проверочные мероприятия, в ходе которых установлено, что принадлежащее СПК РК «Мурман» судно «Капитан Русанов», флаг Российской Федерации, под управлением капитана судна ФИО1, осуществляло транзитный переход с места постройки судна в порт регистрации без захода в порты по пути следования: порт Далянь (Китайская Народная Республика) - Северный морской путь с востока - порт Мурманск (Российская Федерация), и в 13:15 кмч 28 сентября 2022 года без прохождения пограничного и таможенного контроля пересекло государственную границу Российской Федерации (вышло из территориального моря Российской Федерации) в средних географических координатах 66°28.5" СШ 170°00,7" ЗД. 28 сентября 2022 года в адрес Пограничного управления по восточному арктическому району поступила информация о намерении судна «Капитан Русанов» пересечь Государственную границу Российской Федерации в 11:10 кмч 28 сентября 2022 года.
В 2:35 кмч 28 сентября 2022 года в средних географических координатах 65°48,2" СШ 169°44,7" ЗД пересекло государственную границу Российской Федерации (вошло в территориальное море Российской Федерации).
Вместе с тем судно «Капитан Русанов», при следовании по территориальному морю Российской Федерации в вышеуказанных координатах от 65!:,48.2" СШ 169°44,7" ЗД до 66°28.5" СШ 170°00,7" ЗД, в 13:15 кмч 28 сентября 2022 года вышло из территориального моря Российской Федерации, без захода в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации и прохождения пограничного контроля.
Как правильно указано судебными инстанциями, несмотря на наличие на пути следования судна «Капитан Русанов» в порт «Мурманск» значительного количества морских портов, открытых для международного сообщения и наличия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, при следовании по маршруту ФИО1 не принял мер к заходу судна в пункт пропуска через Государственную границу, либо оформления перехода в режиме неоднократного пересечения государственной границы, что свидетельствует о том, что капитан судна не предпринял действий по соблюдению законодательства, в части касающихся, пересечения Государственной границы Российской Федерации. Судно «Капитан Русанов», осуществлявшее транзитный переход с места постройки судна по маршруту п.Далянь (Китайская Народная Республика) - пор г Мурманск (Российская Федерация) не имело право неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемых судебных актов, не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отделения пограничного контроля «Мурманск-рыбный порт» КПП «Мурманск» ПУ ФСБ по западному арктическому району от 24 октября 2022 года, решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 13 декабря 2022 года и решение судьи Мурманского областного суда от 27 февраля 2023 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Маляровой Е.В. – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции