Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-292/2022 от 02.03.2022

Решение

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года                          аул Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе:

председательствующего судьи Косова Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Соновой М.К.,

с участием истца Доюнова Д.Д.,

представителя ответчика - Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Брамовой Р.М., действующей на основании доверенности __№__ от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доюнова Д.Д. к Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным постановления администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и обязании включить его семью в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты,

установил:

Доюнов Д.Д. обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным постановления администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики __№__ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его и его семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020-2023 года и обязании администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики восстановить его и его семью в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты и выдаче свидетельства о социальной выплате в порядке очередности.

В обоснование своего искового заявления истец указал, что он проживает со своей семьей, состоящей из пяти человек: его, супруги - Д.И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и троих детей: Д.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Д.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации Садовского сельского поселения __№__ от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и включен в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В том же году я подал заявление с документами для постановки на учет для участия в подпрограмме «Жилище» программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» и его семья была включена в очередь на получение субсидии как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий под __№__. При этом, на момент принятия решения о включении семьи в список претендентов подпрограммы на получение социальной выплаты, семья соответствовала всем требованиям, предъявляемым законодательством к претендентам и документы были в порядке. За указанный период он не получил субсидию, и считал что он был автоматически внесен в список участников на следующий период. Однако ему выдали постановление администрации Адыге-Хабльского муниципального района __№__ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что его исключили из списка в связи с достижением 35 лет.

С указанным постановлением он не согласен, просит признать незаконным постановление администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики __№__ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его и его семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020-2023 года и обязании администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики восстановить его и его семью в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты и выдаче свидетельства о социальной выплате в порядке очередности.

В судебном заседании истец Доюнов Д.Д. поддержал свои исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить. При этом суду пояснил, что он неоднократно обращался в администрацию Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по поводу продвижения очереди на получение социальной выплаты, на что получал устные заверения и рекомендации. По этим рекомендациям он закупил строительные материалы для строительства индивидуального жилья, однако субсидию ему не выдавали в течение многих лет и все строительные материалы пришли в негодность.

Представитель ответчика - Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Брамова Р.М. в судебном заседании пояснила, что ранее этими вопросами занималась КЧРКП «Дирекция капитального строительства», истец стоял в списках под __№__ на конец 2019 года при передаче полномочий администрации Адыге-Хабльского муниципального района. Каждый год они предоставляют новые списки с исключенными лицами. На выплату формируется отдельный список. В 2021 году по указанию Министерства туризма, курортов и молодежной политики они исключили семьи, члены которых достигли 35 лет, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она составила новый список и сформированный на ДД.ММ.ГГГГ направила в Минтуризм. Таким образом, истца Доюнова Д.Д. они исключила в июне 2021 года из общего списка лиц, нуждающихся в улучшении жилья. Никаких приказов, распоряжений и регламента по ведению списка, исключению из него либо включению - у них нет. Списки претендентов на получение субсидий формировались по мере поступления субсидий. Субсидии семья Доюнова Д.Д. не получила в связи с ограниченностью финансирования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – КЧРКП «Дирекция Капитального Строительства», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Суд, учитывая, что участники процесса извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается в числе прочего на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1 статьи 17).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). К числу таких граждан отнесены молодые семьи, имеющие детей.

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего кодекса, принятых в соответствии с настоящим кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего кодека, принятых в соответствии с настоящим кодексом других федеральных законов.

Постановлением Правительства Российской Федерации __№__ от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с пунктом 6 целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 указанной выше программы).

Постановлением Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ __№__ была утверждена районная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы».

Постановлением Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за __№__ утверждена муниципальная программа Адыге-Хабльского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на 2020 - 2023 годы».

Общими целями указанных программ является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным, в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий и постоянно проживающим на территории Адыге-Хабльского муниципального района.

Задачами программы являются: предоставление молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса.

Основные принципы реализации программы являются: добровольность участия в программе молодых семей; признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы; возможность для молодых семей реализовать свое право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках программы только один раз.

Пунктом 6 Приложения 3 к программе Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования закреплено, что участником программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, в содержании муниципальной целевой программы закреплен принцип преемственности.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы продолжал действовать и в 2021 году.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Доюнов Д.Д. состоит в зарегистрированном браке с Д.И.Р. (свидетельство о заключении брака __№__ выданное Садовским сельским поселением Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики ДД.ММ.ГГГГ).

Так же истец Доюнов Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, имеет следующий состав семьи: супруга – Д.И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети – Д.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Д.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой администрации Садовского сельского поселения __№__ от ДД.ММ.ГГГГ; паспортом Доюнова Д.Д., __№__, выданным ДД.ММ.ГГГГ ТП ОФМС по Карачаево-Черкесской Республике в Адыге-Хабльском районе; паспортом Д.И.Р., __№__, выданным ДД.ММ.ГГГГ ТП ОФМС по Карачаево-Черкесской Республике в Адыге-Хабльском районе; свидетельством о рождении Д.Д.Д. I__№__, выданным ДД.ММ.ГГГГ Садовским сельским поселением Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; свидетельством о рождении Д.Д.Д. __№__, выданным ДД.ММ.ГГГГ Садовским сельским поселением Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; свидетельством о рождении Д.Д.Д. __№__, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния Управления записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики по городу Черкесску.

Выпиской из похозяйственной книги, лицевой счет __№__, так же подтверждается регистрация Доюнова Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, в составе семьи из <данные изъяты> человек.Актом обследования материально-бытовых условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ семья Доюнова Д.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и Постановлением администрации Садовского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики __№__ от ДД.ММ.ГГГГ семья Доюнова Д.Д. (супруга истца) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, проживающих на территории Адыге-Хабльского муниципального района состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Доюнов Д.Д. обратился с заявлением в администрацию Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о включении в состав участников республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы».

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, участвующими в деле, что семья Доюнова Д.Д., признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и как молодая семья Постановлением администрации Адыге-Хабльского муниципального района __№__ от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список очередников по целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на основании протокола заседания общественной жилищной комиссии при администрации Адыге-Хабльского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, семья истца Доюнова Д.Д. отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.

Учитывая преемственность и пролонгированность программы, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» последующего года.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ __№__ на Доюнова Д.Д., информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствует.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ __№__ на Д.И.Р., информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствует.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ __№__ на Доюнова Д.Д., информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствует.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ __№__ на Д.И.Р., информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствует.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ __№__ на Д.Д.Д., информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствует.

Справками РГУП «Карачаево-Черкессктехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ за __№__ подтверждается отсутствие домовладения за Доюновым Д.Д.; за __№__ отсутствие домовладения за Д.И.Д.; за __№__ отсутствие домовладения за Д.И.Р..

Выпиской из похозяйственной книги, лицевой счет__№__, подтверждается регистрация Доюнова Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, в составе семьи из семи человек.

Таким образом, истец Доюнов Д.Д. ежегодно, начиная с 2013 года, предоставлял актуальный пакет документов для участия в подпрограмме на следующий год.

Истец – Доюнов Д.Д., открыл в Акционерном обществе «<данные изъяты>» счет с суммой пятьсот тысяч рублей, которые в соответствии с условиями подпрограммы должны храниться на банковском счете как подтверждение их платежеспособности.

Судом также установлено, что семья истца в связи с ограниченностью софинансирования социальных выплат, не получил социальной выплаты в период действия программ в 2011-2015 годы и в 2015-2020 годы.

Соглашением __№__ от ДД.ММ.ГГГГ между Органом местного самоуправления в лице Главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района и Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства», последнее приняло на себя обязательства по организации работы, направленной на реализацию организационных мероприятий указанных в подпрограмме и приложении 3 к Правилам «Порядок формирования списков молодых семей-участников подпрограммы 2, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», приложении 4 к подпрограмме «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ принятое ранее соглашение было расторгнуто и полномочия вновь переданы администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Из пояснений представителя ответчика - администрации Адыге-Хабльского муниципального района Брамовой Р.М. следует, что сводный список молодых семей-участников программы формируется на конец каждого года.

Однако, семья истца была исключена из сводного списка ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Адыге-Хабльского муниципального района __№__.

Таким образом, в сводном списке молодых семей-участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2020-2023 годы» изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Адыге-Хабльскому муниципальному району на 2021 год семья истца Доюнова Д.Д. была исключена, что подтверждается также списком молодых семей исключенных из программы, составленному на ДД.ММ.ГГГГ. Данный сводный список также не соответствует утвержденной типовой форме.

Как указывалось выше, Постановлением Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ __№__ утверждена муниципальная программа Адыге-Хабльского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на 2020-2023 годы», в которой указано, что согласно «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ __№__ право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (пункт 3).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению __№__ к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 4).

Срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более семи месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве (пункт 5).

Участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (п. 6).

Таким образом, приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме.

При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста не предусмотрена.

В связи с чем, Постановление администрации Адыге-Хабльского муниципального района __№__ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его и его семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020-2023 годы признать незаконным.

Согласно пункта 24 Программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2020-2023 годы» администрация Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики до 1 сентября года, предшествуемого планируемому, формирует списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Пунктом 21 Программы регламентировано, что администрация Адыге-Хабльского муниципального района организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 и 19 настоящих Правил, и в десятидневный срок со дня предоставления этих документов принимают решение о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в пятидневный срок.

После издания постановления об исключении из списков семьи истца ДД.ММ.ГГГГ, истец Доюнов Д.Д. был уведомлен об этом лишь в августа 2021 года в нарушение указанного выше пункта.

Пунктом 25 Правил закреплен порядок формирования администрацией Адыге-Хабльского муниципального района списка молодых семей - участников программы и форма этого списка.

Как указывалось выше, все представленные суду сводные списки не соответствуют пункту 25.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам: семья истца Доюнова Д.Д. в составе из пяти человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». То есть, отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявивших желание быть участниками подпрограммы.

Однако социальная выплата указанной семьей получена не была с 2015 года, то есть в течение семи лет, из-за отсутствия должного софинансирования, что по мнению суда, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

Отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ __№__-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статьи 38 (части 1), 40 и 114 (пунктами «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.

Несмотря на то, что семья истца выразила желание получить социальную выплату в планируемом году (2020), она была исключена ответчиком из сводного списка молодых семей - претендентов на получение выплаты в текущем году, что нарушает их права, так истец не имеет должного жилья для проживания, не может реализовать средства материнского капитала для приобретения жилья (так как иных собственных средств у них недостаточно для самостоятельного приобретения жилья), также они не могут использовать занятые по договору займа средства, которые в соответствии с условиями подпрограммы должны храниться на банковском счете как подтверждение их платежеспособности, и которые утрачивают свою ценность в результате инфляционных процессов.

В совокупности указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о неправомерности действий ответчика.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ __№__-П, от ДД.ММ.ГГГГ __№__-П, от ДД.ММ.ГГГГ __№__-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ __№__-О, от ДД.ММ.ГГГГ __№__-О, от ДД.ММ.ГГГГ __№__-О и др.).

Поскольку семья Доюнова Д.Д. на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, оснований для ее исключения с учетом изложенного выше, не имелось.

Достижение членом семьи, не получившему указанную социальную выплату в предшествующие годы, возраста 35 лет, основанием для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат не является.

В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Таким образом, доводы истца Доюнова Д.Д. подтверждены в судебном заседании письменными доказательствами.

В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно части 1 статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании вышеизложенного и с учетом указанным правовых норм, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Доюнова Д.Д. к Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным постановления администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и обязании включить его семью в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты - удовлетворить.

Постановление администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики __№__ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Доюнова Д.Д. и членов его семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2020-2023 годы» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020-2023 годы признать незаконным.

Включить Доюнова Д.Д. в сводный список молодых семей-участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2020-2023 годы» в порядке очередности.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР                      Ю.А. Косов

2-292/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Доюнов Дахир Далхатович
Ответчики
Администрация Адыге-Хабльского МР
КЧРКП "Дирекция капитального строительства"
Суд
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Косов Юрий Алимурзович
Дело на странице суда
adige-hablsky--kchr.sudrf.ru
02.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Дело оформлено
13.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее