дело № 12-25/2023
УИД 65RS0002-01-2023-000506-66
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
14 декабря 2023 года г. Александровск - Сахалинский
Судья Александровск - Сахалинского городского суда Сахалинской области Захаров Д.Г., с участием:
лица, привлеченного к административной ответственности – Андрейченко Н.Н.,
начальника отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Титова А.Ю.,
при секретаре Решетниковой С.Г.,
рассмотрев в помещении суда жалобу Андрейченко Натальи Николаевны на постановление начальника отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Титова А.Ю. от 15 ноября 2023 года о назначении административного наказания по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
15 ноября 2023 года постановлением начальника отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Титова А.Ю. – руководитель учреждения- главный бухгалтер МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Андрейченко Наталья Николаевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Андрейченко Н.Н. обратилась с жалобой в Александровск - Сахалинский городской суд, указав, что не оспаривает факт нарушения, однако не согласна с назначенным наказанием в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, просит суд заменить ей наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку ранее не привлекалась к административной ответственности, данное нарушение выявлено сотрудниками учреждения самостоятельно, исправлено и не повлекло последствий, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, что по сути является смягчающим наказание обстоятельством, но указанная норма не была принята и рассмотрена как смягчающая. Также указывает, что в резолютивной части постановления указаны неверные сведения, в частности указано, что ее привлекли к административной ответственности как мэра городского округа «Александровск-Сахалинский район», каковым она не является.
В судебном заседании Андрейченко Н.Н. настаивает на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно указав, что указанные в постановлении нарушения устранены, полагает, что каких-либо существенных нарушений прав несовершеннолетних допущено не было.
Начальник ОСП по Александровск-Сахалинскому району Титов А.Ю. возражает против удовлетворения жалобы, указав, что Андрейченко Н.Н. была привлечена к административной ответственности как должностное лицо, в резолютивной части указано, что Андрейченко Н.Н. назначено наказание как мэру ГО «Александровск-Сахалинский район», что является технической опиской. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Заслушав начальника ОСП по Александровск-Сахалинскому району Титова А.Ю., лицо, привлеченное к административной ответственности Андрейченко Н.Н., изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 13 апреля 2023 года на основании исполнительного документа: исполнительного листа серии ФС №, выданного на основании решения Смирныховского районного суда Сахалинской области от 6 апреля 2023 года, которым с ФИО1 в пользу ФИО2 на содержание несовершеннолетнего сына взысканы алименты в размере ? части всех видов заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с 20 декабря 2022 года и до совершеннолетия ребенка, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
19 апреля 2023 в рамках данного исполнительного производства по месту работы должника в администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» направлено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО1 В соответствии с данным постановлением об обращении взыскания на заработную плату должника МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» обязана удерживать алименты из заработной платы ФИО1
Пунктом 6 названного постановления судебный пристав-исполнитель разъяснил должностному лицу о необходимости в случае увольнения должника не исполненный документ направить в 3-х дневный срок с даты увольнения должника с отметкой о произведенных удержаниях за подписью главного бухгалтера и печатью предприятия судебному приставу-исполнителю ОСП по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области.
Руководителем-главным бухгалтером МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» согласно распоряжения о приеме работника на работу № от 17.01.2012 является Андрейченко Наталья Николаевна.
Как следует из информации от 10.11.2023 года администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», которым в отделение судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области возвращен исполнительный лист ФС № по гражданскому делу № от 06.04.2023 года, должник ФИО1 уволен 18.08.2023 года.
Судебным приставом-исполнителем установлено, что в период с 21.08.2023 по 23.08.2023 года исполнительный документ от главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Андрейченко Н.Н. в адрес ОСП по Александровск-Сахалинскому району не поступил, а был направлен только 09.11.2023.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Андрейченко Н.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности.
Факт совершения Андрейченко Н.Н. административного правонарушения по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных по данному делу доказательств, которые исследованы должностным лицом ОСП по Александровск-Сахалинскому району при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Действия должностного лица Андрейченко Н.Н. квалифицированы верно по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по отвечает всем требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Наказание назначено по общим правилам его назначения в рамках санкции ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Андрейченко Н.Н. оснований для применения административного наказания в виде предупреждения не имеется в силу следующего.
В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку административное правонарушение, совершенное Андрейченко Н.Н., выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в отношении Андрейченко Н.Н. как должностного лица – руководителя-главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», между тем, в резолютивной части постановления начальника ОСП по Александровск-Сахалинскому району Титова А.Ю. указана как мэр ГО «Александровск-Сахалинский район», что в данном случае является явной технической ошибкой, который не ставит под сомнение законность и обоснованность судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 116-0, согласно которой, суд, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а именно: если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Между тем, как показало изучение обжалуемого постановления, вопрос о применении ст. 2.9 КоАП РФ должностным лицом при принятии постановления не обсуждался.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, отсутствие негативных последствий правонарушения в виде неуплаты алиментов, поскольку, как установлено в судебном заседании, ОСП по Александровск-Сахалинскому району с должника взыскиваются алименты на содержание ребенка с пенсии по линии МВД РФ, при этом место фактического проживания и работы должника до настоящего времени не установлено, а также иной существенной угрозы охраняемых общественных правоотношений, судья считает возможным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить Андрейченко Н.Н. от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием, а производство по делу прекратить.
По мнению судьи, цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений со стороны Андрейченко Н.Н. в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.
Каких-либо ограничений для прекращения дела об административном правонарушении по указанному основанию применительно к ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон не содержит.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Андрейченко Н.Н. по иным основаниям, судья не усматривает.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Титова А.Ю. от 15 ноября 2023 года о назначении административного наказания по части 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Андрейченко Наталье Николаевне – отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Освободить Андрейченко Наталью Николаевну от административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив ей устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск-Сахалинский городской суд, либо непосредственно в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Александровск- Сахалинского городского
суда Сахалинской области Д.Г. Захаров.