дело номер 2-611/2023
УИД 22RS0001-01-2023-000718-73
решение в окончательной форме
изготовлено 03 октября 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2023 года Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Луханиной О.В., при секретаре Феденко О.Б., с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Тилюкиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Золотухиной Екатерины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Золотухиной Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Золотухиной Е.А. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации.
Установлено, что Золотухиной Е.А. установлена инвалидность.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида Золотухиной Е.А. рекомендованы технические средства реабилитации <данные изъяты>
10 января 2023 года Золотухиной Е.А. подано заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю с целью обеспечения техническими средствами реабилитации, вместе с тем Золотухина Е.А. техническими средствами реабилитации на настоящий момент не обеспечена.
Обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования РФ в соответствии с Индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю не предприняты необходимые меры для размещения извещения о проведении закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Золотухиной Е.А., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
Бездействие должностных лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы Золотухиной Е.А.
Факт нравственных страданий Золотухиной Е.А. в результате противоправного бездействия должностных лиц органов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю подтверждается характером ее заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию и передвижению, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с высокой стоимостью технического средства реабилитации.
В связи с несвоевременным предоставлением необходимого технического средства реабилитации у заявителя ограничена возможность вести комфортный уровень жизни.
Таким образом, длительное бездействие по обеспечению техническими средствами реабилитации истца повлекло нарушение, в том числе, личных неимущественных прав.
Просит признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Золотухиной Е.А., техническими средствами реабилитации <данные изъяты>
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить Золотухиной Е.А. технические средства реабилитации <данные изъяты>
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю в пользу Золотухиной Е.А. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Решение суда в соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Тилюкина А.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истица Золотухина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве на иск ответчиком указано, что со стороны Отделения Фонда пенсионного и социального страхования бездействия допущено не было, ответчик действовал и действует в соответствии с требованиями законодательства и предусмотренной Административным регламентом процедурой предоставления государственной услуги по обеспечению истца необходимыми техническими средствами реабилитации. Так, 08 мая 2018 года ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» бюро МСЭ номер 16 для Золотухиной Е.А. разработана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида № согласно которой ей на период с 01 июня 2018 года бессрочно рекомендованы следующие технические средства реабилитации: 8<данные изъяты>. 10 января 2023 года поступило заявление Золотухиной Е.А. об обеспечении ее средствами реабилитации. По результатам рассмотрения указанного заявления 10 января 2023 года, то есть в срок, предусмотренный п. 5 Привил и п. 11 Административного регламента Золотухина Е.А. поставлена ответчиком на учет по обеспечению: <данные изъяты>. Уведомляя Золотухину Е.А. о постановке на учет по обеспечению указанными в заявлении протезно - ортопедическими изделиями, должностное лицо ОСФР по Алтайскому краю подтвердило ее право на получение рекомендованными и заявленными ею к обеспечению протезно - ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Иными словами, ответчик добровольно принял на себя обязательство обеспечить Золотухину Е.А. рекомендованными ей и указанными в заявлении от 10 января 2023 года протезно - ортопедическими изделиями в период действия Индивидуальной программы реабилитации. Выдать Золотухиной Е.А. направление на получение (изготовление) указанных в ее заявлении от 10 января 2023 года протезно - ортопедических изделий в срок, предусмотренный п. 5 Правил, не представилось возможным, несмотря на наличие действующего контракта на дату ее обращения, по объективным и не зависящим от ответчика причинам - ввиду неисполнения своих обязательств исполнителем по контракту. 16 ноября 2022 года между ГУ-АРО ФСС РФ и ООО «Стан» заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов экзопротезами молочных желез и бюстгальтерами (лифами-креплениями) для фиксации экзопротеза молочной железы, на основании которого инвалидам выдавались направления на обеспечение необходимыми изделиями. 20 февраля 2023 года ООО «Стан» письменно уведомил ответчика о невозможности исполнения контракта в связи с отсутствием сырья для изготовления изделий. Данные обстоятельства привели к одностороннему отказу ответчика от дальнейшего исполнения контракта и его расторжению в соответствии со ст. 95 Закона номер 44-ФЗ. Выданные гражданам по данному контракту направления были аннулированы ответчиком, а работа по их обеспечению техническими средствами реабилитации возобновлена. Ответчиком совершались все мероприятия, необходимые в силу закона для размещения новых извещений о закупке необходимых истцу технических средств реабилитации. Ответчиком неоднократно размещались запросы о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов <данные изъяты> (24 января 2023 года, 06 марта 2023 года, 07 апреля 2023 года, 04 мая 2023 года, 19 июня 2023 года). До настоящего времени ОСФР по Алтайскому краю не отобран поставщик на выполнение работ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, работа по данному направлению ответчиком продолжается. Обязанность по обеспечению Золотухиной Е.А. техническими средствами реабилитации признана ОСФР по Алтайскому краю добровольно при выдаче уведомления о постановке на учет 10 января 2023 года и никем не подвергается сомнению, поэтому считают, что данное требование необоснованно и не подлежит удовлетворению. При завершении процедуры отбора поставщиков и заключении государственных контрактов истцу будут незамедлительно выданы соответствующие направления на получение рекомендованных и заявленных ей в заявлении от 10 января 2023 года протезно-ортопедических изделий. Полагают, что меры, принятые ответчиком для обеспечения Золотухиной Е.А. необходимыми техническими средствами реабилитации свидетельствуют о соблюдении всех предусмотренных законом предписаний, отсутствии незаконного бездействия, а также вины ответчика в длительном необеспечении истца техническими средствами реабилитации. Сам по себе факт продолжительности периода между обращением за предоставлением государственной услуги и выдачей направления в изложенных выше обстоятельствах не свидетельствуют о наличии вины ответчика. Таким образом, отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность ОСФР по Алтайскому краю, поскольку направление не было выдано истцу по причинам объективного характера, не зависящим от действий ответчика (отсутствие потенциальных поставщиков, имеющих желание продать нужный товар, а также отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить). Так же отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о применении положений ст. 212 ГПК РФ.
Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Тилюкину А.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 10 января 2023 года Золотухина Е.А. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Перечень технических средств реабилитации, услуг с указанием вида обеспечения, предоставление изделия: <данные изъяты>.
Как установлено в судебном заседании 10 января 2023 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю уведомило Золотухину Е.А. о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями на основании Индивидуальной программы реабилитации.
В связи с непредоставлением <данные изъяты>, Золотухина Е.А. 25 июля 2023 года обратилась в Алейскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите ее прав.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года номер 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года номер 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года номер 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года номер 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года номер 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года номер 2347-р (в редакции от 21 декабря 2019 года), определены технические средства, которые предоставляются инвалидам с освобождением от платы.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года номер 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида, (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Минтруда России от 14 декабря 2021 года номер 887н утверждены Правила предоставления в 2022 году бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в п. 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в п. 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (п. п. 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Подпунктом «а» п. 10 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования РФ от 16 мая 2019 года номер 256, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации (далее - технические средства), протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года номер 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Как следует из сведений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № для Золотухиной Е.А. разработана Индивидуальная программа реабилитации № от 08 мая 2018 года, согласно которой на период с 01 июня 2018 года бессрочно рекомендованы протезно-ортопедические изделия: 8<данные изъяты>.
Судом установлено, что с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (<данные изъяты>) Золотухина Е.А. обратилась 10 января 2023 года.
С 16 ноября 2022 года действовал государственный контракт по поставке технических средств реабилитации, заключенный между ответчиком и ООО «Стан».
Вместе с тем, Золотухиной Е.А. не было предоставлено техническое средство реабилитации в связи с односторонним отказом ответчика от исполнения контракта, согласно решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю номер 1 от 13 марта 2023 года, поскольку исполнителем (ООО «Стан») нарушены условия контракта.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации неоднократно размещались запросы о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (24 января 2023 года, 06 марта 2023 года, 07 апреля 2023 года). Однако ценовых предложений потенциальных поставщиков не поступило.
По запросу о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов экзопротезом молочной железы и бюстгальтером (лиф-креплением) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, размещенному 04 мая 2023 года поступило ценовое предложение, произведен расчет, 30 мая 2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона, который 15 июня 2023 года признан несостоятельным по причине отсутствия заявок.
После чего, 19 июня 2023 года вновь размещен запрос о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов экзопротезом молочной железы и бюстгальтером (лиф-креплением) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы. Однако ценовых предложений потенциальных поставщиков не поступило.
До настоящего времени Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю не отобран поставщик на выполнение работ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено бездействие в части обеспечения Золотухиной Е.А. техническими средствами реабилитации в связи с длительным непредставлением протезно-ортопедического изделия, поскольку Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю предпринимались и в настоящее время предпринимаются меры по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку истец имеет право на получение технических средств реабилитации, что не оспаривается ответчиком, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и законные интересы Золотухиной Е.А.
Доводы стороны ответчика о том, что истец, в силу норм действующего законодательства мог приобрести технические средства реабилитации за счет собственных средств с последующей выплатой ему компенсации, а также факт разъяснения гражданину права на получение электронного сертификата, не влияет на обязанность ответчика предоставить техническое средство реабилитации в связи с тем, что у инвалида может не быть достаточно средств для самостоятельного приобретения технических средств реабилитации, при этом способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом установлено, что истцу не предоставлены технические средства реабилитации: 8-09-01 экзопротез молочной железы, 8-09-21 бюстгальтер (лиф-крепление) и (или) грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований истца в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности предоставить Золотухиной Е.А. указанные технические средства реабилитации.
В силу положений, предусмотренных ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года номер 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности
Исходя из предназначения социального государства, предусматривающего механизм социальной защиты, который должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав, суд приходит к выводу, что несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
На основании ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд считает, что компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей отвечает требованиям разумности, справедливости и соответствует характеру физических и нравственных страданий с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего, являющегося инвалидом, а также предназначения требуемого истцу технического средства реабилитации.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Установлено, что прокурор обратился в суд в интересах инвалида, который обратился к прокурору с заявлением о защите нарушенных в отношении него социальных прав.
Разрешая требования истца о применении ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание, что в иске прокурор не ссылается на обстоятельства, указывающие на необходимость обращения решения к немедленному исполнению, не приводит обстоятельств, которые на эту необходимость указывают.
Учитывая фактические обстоятельства дела, оставление без удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействие отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю по обеспечению Золотухиной Е.А. техническими средствами реабилитации, основания для обращения решения к немедленному исполнению отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Золотухиной Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Золотухиной Екатерины Александровны удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ОГРН №) предоставить Золотухиной Екатерине Александровне (паспорт гражданина Российской Федерации №) технические средства реабилитации: <данные изъяты>
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ОГРН №) в пользу Золотухиной Екатерины Александровны (паспорт гражданина Российской Федерации №) компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Золотухиной Екатерины Александровны, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья Алейского городского суда Луханина О.В.