ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
18MS0007-01-2022-002469-92
№ 16-4724/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 августа 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Зворыгиной Ф.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 30 июня 2022 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 4 мая 2023 года, вынесенные в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 4 мая 2023 года, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра по Удмуртской Республике) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управление Росреестра по Удмуртской Республике Зворыгина Ф.А. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в числе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Пункт 3.25 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020) дает определение специализированного места стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов: машино-место, выделяемое на стоянке (парковке) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов и имеющее увеличенные габаритные размеры для беспрепятственного доступа инвалида, в том числе инвалидов на кресле-коляске, к автомобилю, посадки и высадки из него.
В пункте 5.2.1 СП 59.13330.2020 закреплено, что каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания - дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290.
В соответствии с требованиями пункта 5.9.24, 6.2.30 ГОСТ Р 52289-2019 табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид», а разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Из материалов дела усматривается, что 8 апреля 2022 года установлено, что у дома № 120 по улице Пушкинской города Ижевска Удмуртской Республики на общественной автомобильной стоянке, размещенной на земельном участке <данные изъяты> допущено несоблюдение требований действующего законодательства в сфере обеспечения доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно табличка 8.17 «Инвалиды» применена без знака 6.4 «Парковка», в связи с чем, отсутствует указание, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> зарегистрировано право собственности Российской Федерации от 15 августа 2007 года и право постоянного бессрочного пользования за Управлением Росреестра по Удмуртской Республике от 2 апреля 2007 года, предназначенном для эксплуатации и обслуживания административного здания.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом 18 АВ № 0006618 об административном правонарушении от 27 мая 2022 года (л.д. 2-3); рапортом сотрудника полиции (л.д. 13); фототаблицей (л.д. 14); ответом МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 19 апреля 2022 года (л.д. 18); выпиской из ЕГРН (л.д. 19-20); выпиской из ЕГРЮЛ от 17 мая 2022 года (л.д. 21-23); приказом от 30 мая 2016 года №П/0263 «Об утверждении Положений о территориальных органах федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации», Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (л.д. 24-28), и иными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Выводы судебных инстанций о виновности Управления Росреестра по Удмуртской Республике в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Управления Росреестра по Удмуртской Республике квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Управления Росреестра по Удмуртской Республике к административной ответственности соблюдены.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управление Росреестра по Удмуртской Республике имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами сделан правильный вывод, что применение таблички 8.17 «Инвалиды» на гостевой стоянке Управления Росреестра по Удмуртской Республике без знака 6.4 «Парковка» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие знака 6.4 «Парковка» свидетельствует именно о том, что нарушены требования законодательства, предусматривающие выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, поскольку табличка 8.17 «Инвалиды» и знак 6.4 «Парковка» применяются совместно.
Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены правила подсудности, был предметом проверки судьей районного суда и обоснованно отклонен по основаниям, приведенным в указанном судебном акте.
Довод заявителя жалобы о том, что дело подлежало рассмотрению районным судом по месту нахождения административного органа, проводившего административное расследование, а не по юридическому адресу Управления, подлежит отклонению, поскольку административное расследование фактически не проводилось, что подтвердил судья районного суда в своем судебном акте, при проверке указанного довода.
Вопреки утверждения заявителя жалобы, что гостевая стоянка не является парковкой общего пользования, поэтому Управление не подлежит привлечению к административной ответственности, опровергается материалами дела.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Управления Росреестра по Удмуртской Республике объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Управлению Росреестра по Удмуртской Республике в пределах санкции статьи 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 30 июня 2022 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 4 мая 2023 года, вынесенные в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Зворыгиной Ф.А. – без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов