Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2024 (12-44/2023;) от 22.12.2023

                                               Р Е Ш Е Н И Е                                 № 12-5/2024

      именем Российской Федерации

07 марта 2024 года                                                                                               село Актаныш

Судья Актанышского районного суда Республике Татарстан Х.Х.Янгиров, при секретаре Л.Ф.Зиннуровой, с участием заявителя Р.А.Ильясова, представителя Актанышского РОСП ГУФССП России по Республике Татарстан Н.Н.Нурлыева, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Ильясова Рустама Алмазовича на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от 04 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования;

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от 04 декабря 2023 года должностное лицо Ильясов Р.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренном 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В апелляционной жалобе должностное лицо Ильясов Р.А. просит отменить постановление как незаконное и необоснованное, дело производством прекратить.

В судебном заседании заявитель Ильясов Р.А., основываясь на доводы изложенные в жалобе, просил жалобу удовлетворить, при этом суду пояснил, что при вынесении постановления решение суда было исполнено, также было предоставлена отсрочка по исполнению решения суда, о том, что в отношении его составили административный протокол он не знал, его для составления административного протокола не вызывали, копию протокола ему не отправили.

Представитель Актанышского РОСП ГУФССП России по Республике Татарстан Н.Н.Нурлыев, основываясь на доводы, изложенные в возражении, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе и возражении, суд приходит к следующему:

Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из разъяснений, изложенных в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).

При этом законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, поэтому вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, независящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Рассматривая ходатайство должностного лица Ильясова Р.А. о восстановлении срока обжалования постановления начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от Дата обезличена в соответствии с требованиями ст. 46 Конституции Российской Федерации полагаю, что имеются основания для удовлетворения ходатайства и восстановления срока.

Постановление о привлечении к административной ответственности в отношении должностного лица Ильясова Р.А. вынесено Дата обезличена. Постановление вынесено без участия лица привлекаемого к административной ответственности.

Как видно из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <N>, постановление направлено Актанышским РОСП Ильясову Р.А. Дата обезличена, Дата обезличена возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.

Согласно постановлению о привлечении административной ответственности от Дата обезличена копия постановления получена Дата обезличена на основании доверенности представителем юридического отдела исполнительного комитета Актанышского муниципального района.

Согласно копии постановления о привлечении к административной ответственности, приложенной к жалобе, копия постановления получена представителем юридического отдела исполнительного комитета Актанышского муниципального района Дата обезличена.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности в Актанышский районный суд поступила Дата обезличена.

При установленных обстоятельствах прихожу к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть жалобу должностного лица Ильясова Р.А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от 04 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Ильясова Р.А. составлен Дата обезличена в отсутствие Ильясова Р.А.

Вместе с тем в материалах административного дела сведений о направлении извещений в адрес Ильясова Р.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на Дата обезличена не имеется. Направление копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, определения о вызове должностного лица на рассмотрение дела об административном правонарушении на Дата обезличена от Дата обезличена не может свидетельствовать о надлежащем извещении лица, поскольку фактически протокол об административном правонарушении составлен Дата обезличена, тогда как о данной дате лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещено не было.

Таким образом, не извещение физического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о нарушении прав Ильясова Р.А., предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме этого, в материалах административного дела отсутствуют сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено должностным лицом при вынесении постановления о назначении наказания по данному административному делу.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, и не направление копии протокола не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Невыполнение требований КоАП РФ, обеспечивающих создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, повлекло нарушение права Ильясова Р.А. на защиту.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Протокол об административным правонарушении является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства.

Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу постановления о назначении наказания.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.

Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие объективных данных, подтверждающих направление в адрес Ильясова Р.А. извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, не направлении копии протокола по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении Ильясова Р.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Должностным лицом при рассмотрении административного дела не проверены указанные обстоятельства и не выяснялся вопрос о том, было ли лицо надлежащим образом извещено о дне и месте составления протокола об административных правонарушениях.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, принятого по делу, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку вина Ильясова Р.А. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве – протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление должностного лица от Дата обезличена подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении должностного лица Ильясова Р.А.

Другие доводы жалобы, не подлежат рассмотрению, в связи с тем, что постановление подлежит отмене, в связи с допущенными существенными процессуальными нарушениями, а производство по делу прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

Жалобу должностного лица Ильясова Рустама Алмазовича на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от 04 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Восстановить срок обжалования на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от 04 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Актанышского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан от 04 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Ильясова Рустема Алмазовича отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

                         Судья:                                 Х.Х.Янгиров

12-5/2024 (12-44/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Ильясов Рустем Алмазович
Суд
Актанышский районный суд Республики Татарстан
Судья
Янгиров Хамит Хайберзянович
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
aktanyshsky--tat.sudrf.ru
22.12.2023Материалы переданы в производство судье
09.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
07.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.03.2024Вступило в законную силу
25.03.2024Дело оформлено
25.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее