№2-731/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2024 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Чимидова М.В.,
при помощнике судьи Москаленко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рассветовского сельского поселения, третье лицо Управление коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района об обязании благоустроить участок дороги,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Аксайского района Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации Рассветовского сельского поселения об обязании благоустроить участок дороги, сославшись на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения администрацией Рассветовского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения.
... между администрацией Рассветовского сельского поселения и администрацией Аксайского района заключено соглашение ..., согласно которого администрация Аксайского района передает администрации Рассветовского сельского поселения полномочия по вопросу организации в границах населенных пунктов Рассветовского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (за исключением деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения.
По результатам обследования, проведенного ОГИБДД по поручению прокуратуры района, установлено, что в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги от ... до ... в ...; от ... до ... в ...; от ... до ... А в ... имеются искажения поперечного профиля просадки, выбоины; в районе ... в ... выбоина длиной – 54 см., шириной – 157 см., глубиной – 7,5 см., выбоина длиной – 35 см., шириной – 72 см., глубиной – 11,5 см.; от ... до ... по Дачному переулку в ... имеется искажение поперечного профиля, просадки, выбоины.
В ходе досудебной подготовки опрошен глава администрации Рассветовского сельского поселения Мацко А.Г., который пояснил, что денежные средства для ремонта автомобильных дорог отсутствуют, данные работы могут быть выполнены только по судебному решению.
Непринятие мер к обеспечению безопасности дорожного движения может причинить вред жизни и здоровью, а также имуществу неопределенного круга лиц.
На основании изложенного истец просит суд обязать администрацию Рассветовского сельского поселения привести полотно автомобильных дорог от ... до ... в ...; от ... до ... в ...; от ... до ... А в ...; от ... до ... по Дачному переулку в ... в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, путем выполнения работ по устранению искажения поперечного профиля, просадок, выбоин, в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Ченакал А.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить, по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения администрацией Ольгинского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения.
... между администрацией Рассветовского сельского поселения и администрацией Аксайского района заключено соглашение ..., согласно которого администрация Аксайского района передает администрации Рассветовского сельского поселения полномочия по вопросу организации в границах населенных пунктов Рассветовского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (за исключением деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения.
По результатам обследования, проведенного ОГИБДД по поручению прокуратуры района, установлено, что в нарушение п. 5.2.1, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги от ... до ... в ...; от ... до ... в ...; от ... до ... А в ... имеются искажения поперечного профиля просадки, выбоины; в районе ... в ... выбоина длиной – 54 см., шириной – 157 см., глубиной – 7,5 см., выбоина длиной – 35 см., шириной – 72 см., глубиной – 11,5 см.; от ... до ... по Дачному переулку в ... имеется искажение поперечного профиля, просадки, выбоины.
В силу положений ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района водоснабжения населения и водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что обеспечение надлежащего содержания муниципального имущества, предназначенного для организации водоснабжения и дорожной деятельности, относится к обязанности органа местного самоуправления. Причем полномочия органов местного самоуправления в указанной области являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
Статьей 13 Закона № 257-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В ст. 1 Закона № 196-ФЗ в качестве задач настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Применительно к п. 1 ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Так, п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ регламентировано, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В свою очередь, пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
В соответствии ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ).
При подтверждении в ходе рассмотрения дела оснований заявленных в иске прокурора о нарушении органом местного самоуправления указанных норм действующего законодательства Российской Федерации, что является недопустимым и подлежит незамедлительному устранению, поскольку непринятие мер к обеспечению безопасности дорожного движения администрации Ольгинского сельского поселения создает предпосылки и условия для нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Заместителя прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рассветовского сельского поселения, третье лицо Управление коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района об обязании благоустроить участок дороги удовлетворить.
Обязать администрацию Рассветовского сельского поселения привести полотно автомобильных дорог от ... до ... в ...; от ... до ... в ...; от ... до ... А в ...; от ... до ... по Дачному переулку в ... в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, путем выполнения работ по устранению искажения поперечного профиля, просадок, выбоин, в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 05 февраля 2024 года.
Председательствующий М.В.Чимидов