ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-5761/2023
город Краснодар 27 ноября 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО6 на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 января 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н.,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ткаченко А.Н. прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же частью статьи настоящего Кодекса.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО5 просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные решения, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неверно сделан вывод об отнесении внешнего государственного финансового контроля, проводимого контрольно-счетной палатой к одному из видов государственного контроля.
Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, Ткаченко А.Н., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок представил возражения, в которых просил оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Ткаченко А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные должностным лицом в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым в ходе контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» выявлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - ФИО1 экономического развития Республики Крым (далее - ФИО1), которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 экономического развития Российской Федерации и Советом министров Республики Крым в целях реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» заключено соглашение № о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету ФИО1 на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в ФИО1.
Предметом Соглашения № является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Республики Крым субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными ФИО1 как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 12 55270, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения № уполномоченным органом исполнительной власти ФИО1, осуществляющим взаимодействие с ФИО1, на который со стороны ФИО1 возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является ФИО1 экономического развития Республики Крым.
На ФИО1 в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности по представлению в ФИО1 экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.
Подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения № установлена обязанность ФИО1 обеспечивать представление в ФИО1 экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к Соглашению №, являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом).
В нарушение срока, установленного пунктом 4.3.7 Соглашения №, ФИО1 экономического развития Республики Крым не обеспечено своевременное представление в ФИО1 экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» в установленный срок отчета о достижении значений показателей результативности Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на ДД.ММ.ГГГГ (дата представления отчета - не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно), так как указанный отчет представлен лишь ДД.ММ.ГГГГ (нарушение срока составило 56 рабочих дней (85 календарных дней).
ФИО1 предусмотренных Соглашением № обязательств по своевременному предоставлению соответствующего отчета ФИО1 экономического развития Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет» является нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, что послужило основанием для составления в отношении ФИО3 протокола об административном правонарушении.
Судья районного суда прекращая производство по делу об административном правонарушении, установил наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель министра экономического развития Республики Крым ФИО3 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленное в ходе одного контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в ФИО1 экономического развития Российской Федерации, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № КМ-140/04-2-01.
По результатам данного контрольного мероприятия в отношении Ткаченко А.Н. должностными лицами Счетной палаты Российской Федерации по каждому факту допущенных нарушений сроков предоставления отчетности были составлены самостоятельные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (3 протокола).
Как установлено судьями нижестоящих судов и следует из материалов дела постановлением судьи Центрального районного суда г. Симферополя от 29 декабря 2022 года по делу № 5-710/2022, вступившим в законную силу 20 февраля 2023 года, Ткаченко А.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения, выявленного при проведении того же контрольного мероприятия.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 5 и 6 названного Кодекса, предусматривающими особенности назначения наказания в случае выявления в ходе одной проверки ряда правонарушений.
Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Данные положения закона введены в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившему в законную силу 06 апреля 2022 г.
В соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП Российской Федерации закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Доводы жалобы заявителя о том, что проведенная проверка не относится к видам государственного контроля (надзора), в связи с чем в данном случае не могут быть применены положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Как верно отмечено судьей Верховного суда Республики Крым, часть 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит в себе каких-либо условий и исключений, позволяющих сделать вывод о невозможности применения её положений к видам государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых не регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а регулируется иными федеральными законами.
Рассмотрев жалобу, поданную на постановление мирового судьи в порядке статей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом Счетной палаты Российской Федерации, судья Верховного суда Республики Крым с выводами судьи районного суда согласился и оставил вынесенный им судебный акт без изменения.
Выводы судей нижестоящих судебных инстанций и принятые ими судебные акты основаны на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, являются правильными и сомнений не вызывают.
По изложенным мотивам доводы настоящей жалобы нельзя признать состоятельными.
Доводы жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Оснований для вывода о том, что на предыдущих стадиях производства по делу было допущено такое нарушение, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 января 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Крым от 03 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков