Дело № 2-1398/2023
91RS0003-01-2023-001780-03
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2023 года г.Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Ксендз И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Бойко А.Д.,
с участием истца – Маликова А.В.,
представителя истца – Мизиновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску Маликова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении определенных обязанностей,
у с т а н о в и л:
В Алуштинский городской суд Республики Крым из Централоьного районного суда г. Симферополя Республики Крым поступило гражданское дело по исковому заявлению Маликова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором истец просит:
- признать решение ответчика № 467718/22 от 10.04.2023 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, незаконным и отменить;
- обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – водителем пассажирского троллейбуса на регулярных маршрутах ГУП РК «Крымтроллейбус»: с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г.;
- обязать ответчика включить в общий страховой стаж периоды работы: с 21.10.1993г. по 29.01.1995г. и с 17.04.2002г. по 24.09.2002г.;
- обязать ответчика установить досрочную страховую пенсию по старости с даты исполнения истцу 55 лет с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ч.1 ст. 30 Закона РФ № ФЗ «о страховых пенсиях».
Исковые требования обоснованы тем, что истец обратился к ответчику 16 декабря 2022г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика № 467718/22 от 10.04.2023г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием документально подтвержденного стажа, в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не включены периоды работы с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г. в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах; в общий стаж не включен период работы с 21.10.1993г. по 29.01.1995г. в связи с тем что при внесении записи в трудовую книжку отсутствует наименование организации и период с 17.04.2002г. по 24.09.2002г. в связи с отсутствием справки государственного учреждения службы занятости. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку работа в спорные периоды отражена в трудовой книжке, в связи с чем вынужден обратиться в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец Маликов А.В. и его представитель Мизинова С.А. просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявлял, направил в суд письменные пояснения, в которых просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
Государственные пенсии, согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Согласно п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
Государственные пенсии, согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Согласно п. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Так, статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
С 01.01.2015 действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), которым установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу статьи 8 Закона 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пп. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с пунктом "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" N 1788 от ДД.ММ.ГГГГ на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Маликов А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, на момент обращения в пенсионный орган был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, дата выдачи 01.05.2014г.
Таким образом, истец достиг возраста 55 лет 11 января 2023г.
16 декабря 2022г. истец обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Из решения отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №467718/22 от 10 апреля 2023г. Маликову А.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что документально подтвержденный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости составил 07 лет 09 месяцев 16 дней, общий страховой стаж составляет 32 года 07 месяцев 06 дней. В расчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не включены периоды:
- с 04.06.1996г. по 25.06.2001г., с 07.07.2004г. по 31.12.2014г. в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах
- 01.05.2020г. по 31.05.2020г., так как на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствует льготный код особых условий.
В расчет общего страхового стажа не включены периоды:
- 21.10.1993г. по 29.01.1995г. в связи с тем, что записи в трудовой книжке внесены с нарушением (отсутствует наименование организации при приеме)
- с 17.04.2002г. по 24.09.2002г. в связи с отсутствием справки государственного учреждения службы занятости населения.
Отказ со стороны ответчика в учете в страховой стаж истца отдельных периодов его работы по трудовой книжке препятствует истцу в реализации его конституционного права на пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно записям в трудовой книжке Маликов А.В. работал с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г. в Алуштинском троллейбусном парке водителем пассажирского троллейбуса.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В справке уточняющей характер работы от 28.03.2022 г. N 1245/01, выданной ГУП РК "Крымтроллейбус" указано, что Маликов А.В. работал в должности водителя пассажирского троллейбуса в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели без совмещения других профессий, был занят перевозкой пассажиров на регулярных городских маршрутах. По профессии - водитель пассажирского троллейбуса. Основание выдачи справки: приказы с 1995г по 2001г., с 2004г. по настоящее время, лицевые счета, личная карточка, специальная оценка условий труда водителя троллейбуса. Данная справка, заверенная штампом и печатью ГУП РК "Крымтроллейбус", сомнений у суда не вызывает и признается относимым и допустимым доказательством.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 14 Постановления Пленума "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" N 25 от 20 декабря 2005 года указал, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Украиной, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Положения Конституции Российской Федерации (статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2015 года, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Согласно части 6 статьи 11 указанного закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с 01 января 2015 года.
Следовательно, до 01 января 2015 года в части пенсионного обеспечения на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, принятое не позднее 21 февраля 2014 года.
Положениями статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", который действовал на территории Республики Крым в период со дня его вступления в силу (01 апреля 1992 года) и до 31 декабря 2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, мужчины водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет и 6 месяцев.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства (ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ), и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что работа истца с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г. в Алуштинском троллейбусном парке водителем пассажирского троллейбуса по ранее действовавшему законодательству Украины, входила в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а потому в силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статьи 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" данный период работы должен засчитываться в стаж работы истца на соответствующих видах работ (водителей троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, периоды работы истца с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г. в Алуштинском троллейбусном парке водителем пассажирского троллейбуса подлежит включению в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии на основании п. 10 ч.1 ст. 30 Закона РФ № 400 ФЗ «о страховых пенсиях».
С учетом включения периоды работы истца с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, такой стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составил 23 года 4 месяца 3 дня.
Разрешая требования истца о включении в общий страховой стаж периодов работы: с 21.10.1993г. по 29.01.1995г. и с 17.04.2002г. по 24.09.2002г. суд приходит к следующему
Вопросы, связанные с порядком ведения трудовых книжек, их хранения, изготовления, снабжения и учета, в спорный период регулировались Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" (СП СССР, 1973 года, N 21, статья 115), а также "Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162) (ред. от 19 октября 1990 года).
Согласно пункта 18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года N 656 ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.
Таким образом, ошибки в трудовой книжке, допущенные уполномоченными сотрудниками организации-работодателя, выразившиеся в отсутствии наименования организации при приеме свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны работодателя, что не может являться основанием для ограничения права истца на пенсионное обеспечение.
Внесенные в трудовую книжку записи читаемы, содержат ссылки на соответствующие приказы о принятии на работу и увольнении, заверены подписями должностных лиц и печатями организаций, связи с чем, сомнений в своей достоверности не вызывают.
При таком положении, суд приходит к выводу, что у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, не имелось законных оснований для отказа во включении периода работы истца с 21.10.1993г. по 29.01.1995г. в общий страховой стаж и полагает возможным обязать ответчика учесть данные периоды.
Так же суд полагает, что подлежит включению в общий трудовой стаж период получения пособия по безработице с 17.04.2002г. по 24.09.2002г., поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Указанные периоды подтверждены записями в трудовой книжке истца.
Таким образом, общий стаж истца с учетом включения периодов работы с 21.10.1993г. по 29.01.1995г. и с 17.04.2002г. по 24.09.2002г. составляет 34 года 3 месяца 24 дня.
Поскольку у истца имеется стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а именно: общий страховой стаж составляет 34 года 3 месяца 24 дня, а работа в должности водителя троллейбуса составляет более 20 лет, то у него возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты достижения возраста 55 лет – с 11 января 2023г.
Исходя из изложенного решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №467718/22 от 10 апреля 2023г.. об отказе в установлении Маликову А.В. досрочной страховой пенсии по старости необходимо признать незаконными, в связи с чем оно подлежит отмене.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Маликова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении определенных обязанностей, - удовлетворить.
Признать решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым №467718/22 от 10 апреля 2023г. об отказе в установлении Маликову А.В. досрочной страховой пенсии по старости, незаконным и отменить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить Маликову А.В. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы в Алуштинском троллейбусном парке водителем пассажирского троллейбуса с 04.06.1996г. по 25.06.2001г. и с 07.07.2004г. по 31.12.2014г.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить Маликову А.В. в общий страховой стаж периоды работы: с 21.10.1993г. по 29.01.1995г. и с 17.04.2002г. по 24.09.2002г.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> установить досрочную страховую пенсию по старости Маликову А.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 10 ч.1 ст. 30 Закона РФ № ФЗ «о страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья: И.С. Ксендз