Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-374/2016 ~ М-249/2016 от 17.03.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Акбулак 15 апреля 2016 года

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Стойко С.В., при секретаре Дейнега О.М., с участием представителя ответчика администрации муниципального образования Акбулакский район Кобец А.М. действующего на основании доверенности, представителя органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Акбулакский район» Коломийцевой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова В.В. к администрации муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов В.В. обратился в суд с указанным выше иском, в его обоснование указал на следующие обстоятельства.

Согласно распоряжению главы муниципального образования Акбулакский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ, он поставлен на регистрационный учет на получение жилья, т.к. относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение жильем органом исполнительной власти по месту жительства, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – Кузнецова В.В. согласно решению Акбулакского районного суда <адрес>, лишен родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ закончил <данные изъяты> В настоящее время жилья на территории <адрес> не имеет, проживает временно по адресу <адрес>. Просил обязать администрацию муниципального образования «Акбулакский район» предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в пределах муниципального образования Акбулакский район Оренбургской области, не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области согласно очередности.

Истец Кузнецов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, адресованном суду просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Акбулакский район» Коломийцева Л.Б. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что удовлетворение исковых требований будет отвечать интересам Кузнецова В.В.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конвенция о правах ребенка прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего. Данная обязанность возлагается на государство.

Одним из принципов, закрепленных, в Конвенции о правах ребенка гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 пункт «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений.

До 01 января 2013 года действовал п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, который гарантировал предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилья вне очереди по договорам социального найма.

С 01 января 2013 года пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ утратил силу.

Одновременно с этим с 01 января 2013 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данные гарантии распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Указанным выше лицам в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет, после предоставления жилого помещения указанные лица исключаются из списка.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов дела видно, что Кузнецов В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что мать Кузнецова В.В.– умерла и сведениями о ней он не обладает, отец – ФИО9 согласно решению Акбулакского районного суда <адрес>, лишен родительских прав, эти обстоятельства наступили до достижения истцом 18-летнего возраста.

В судебном заседании также установлено, что в соответствии с распоряжением главы администрации муниципального образования Акбулакский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.В. был поставлен на регистрационный учет на получение жилья.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ), справки Акбулакского филиала Государственного Унитарного предприятия Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» Кузнецов В.В. на территории Акбулакского района объектов недвижимости на праве собственности не имеет, домовладений за ним также не значится.

Из материалов дела следует, что Кузнецов В.В. ДД.ММ.ГГГГ получил аттестат о среднем (полном) общем образовании, ДД.ММ.ГГГГ, получил диплом, о высшем профессиональном образовании закончив <данные изъяты>

С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства суд пришел к выводу, что Кузнецов В.В. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имел право на внеочередное получение жилья по договору социального найма в соответствии с действовавшим до 01 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не обеспечен жильем.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ч. 2 данной статьи указано, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статьей 5 того же Закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. № 1853/389 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», предусматривает, что органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательный и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.

Требование Кузнецова В.В. о возложении на администрацию муниципального образования «Акбулакский район» о предоставление Кузнецову В.В. за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова В.В. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области предоставить Кузнецову В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения на семью из одного человека, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ Оренбургской области, выделенных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Оренбургский областной суд через суд Акбулакского района в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судом 20 апреля 2016 года.

Судья:

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-374 (2016).

Судья:

2-374/2016 ~ М-249/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов Владислав Валерьевич
Ответчики
Администрация МО "Акбулакский район"
Другие
Министерство образования Оренбургской области
Суд
Акбулакский районный суд Оренбургской области
Судья
Стойко С.В.
Дело на странице суда
akbulaksky--orb.sudrf.ru
17.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2016Передача материалов судье
22.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2016Судебное заседание
20.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2016Дело оформлено
21.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее