РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2023 года <адрес>
Ахматовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.
при секретаре ФИО12,
с участием истца ФИО2,
представителей ответчика ФИО8 и ФИО9, действующих по доверенности в интересах ответчика Министерства труда, занятости и социального развития ЧР,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики о возложении обязанности обеспечения жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики о возложении обязанности обеспечения жилым помещением, указывая при, что с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью отца ФИО3 в отношении него, как сироты, была установлена опека ФИО1, его братом. Решением Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО4 была лишена родительских прав. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ я, ФИО2 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на выделение жилого помещения. Однако, с указанного времени и по настоящее время Министерством труда, занятости и социального развития ЧР жилье не предоставлено ему в соответствии с законом жилье, не предприняты какие-либо попытки. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25,40 Конституции Российской Федерации). В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 названного закона к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 п.1). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п.1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи (п.З). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
В нарушение указанных норм права ему длительное время не предоставляется жилое помещение, в связи с чем нарушены его законные права. Он обращался неоднократно в устном порядке к Ответчику, но не достиг никакого результата. В связи с чем, считает, что его права могут быть защищены только путем обращения в суд.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №» пункт данного постановления изложен в следующей редакции: Определить: а) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики уполномоченным органом исполнительной власти ЧР по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) Министерство труда, занятости и социального развития ЧР уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики:
- по управлению специализированным жилым фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированных жилых помещений.
Представитель ответчика – Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики ФИО7-Я. В суд представил возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2, мотивируя свои возражения тем, что согласно подпункта «б» п 1 постановления Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №, Минтруд ЧР определено уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики:
по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 5 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Приложение № к постановлению Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам) жилое помещение предоставляется гражданину Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики - уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - уполномоченный орган), по его месту жительства в соответствующем населенном пункте Чеченской Республики на основании заявления гражданина о предоставлении жилого помещения по форме, утвержденной уполномоченным органом.
В соответствии с подпунктом «а» п. 12 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, уполномоченный орган в течение 30 календарных дней, следующих со дня обращения гражданина (представителя гражданина) в уполномоченный орган с заявлением и документами с учетом положений пунктов 3 и 4 Порядка:
принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 14 Порядка;
принимает решение об отказе в предоставлении гражданину жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 15 Порядка.
Из чего следует что, Минтруд ЧР является единственным органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным принимать решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно подпункту «а» п. 1 постановления Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № Минстрой и ЖКХ ЧР определено уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда - Приложение № к постановлению Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот), формирование специализированного жилищного фонда осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики - уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда) посредством:
приобретения жилых помещений в виде квартир в многоквартирных жилых домах и (или) жилых домов в государственную собственность Чеченской Республики на первичном или вторичном рынке жилья на территории Чеченской Республики у физических и (или) юридических лиц;
строительства жилых помещений на территории Чеченской Республики.
Из этого следует, что согласно подпункту «а» п. 1 постановления Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №, Минстрой и ЖКХ ЧР каких-либо прямых правоотношений, а также обязательств перед истцом не имеет.
Минстрой и ЖКХ ЧР строит или приобретает жилые помещения и передает жилые помещения по распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений ЧР в Минтруд ЧР. Персонально обеспечивать жилым помещением Истца, Минстрой и ЖКХ ЧР не может и не имеет таких полномочий.
Минстрой и ЖКХ ЧР является органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным обеспечивать жилыми помещениями специализированный жилищный фонд для детей-сирот, и не обладает полномочиями для принятия решений о предоставлении или об отказе в предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Следовательно, согласно постановлению Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №, требование Истца обязать Минстрой и ЖКХ ЧР обеспечить его жилым помещением не имеет под собой никаких законных оснований, в связи с чем такое требование необоснованно и не подлежит рассмотрению по существу.
В свою очередь Минстрой и ЖКХ ЧР выполняет все возложенные на него постановлением Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № обязательства по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в рамках доведенных лимитов финансовых средств на очередной год в полном объеме. Распределение средств субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минстроя России, на основании правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предусматривающих распределение средств исходя из количества детей-сирот, состоящих в очереди на получение жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации. Действующие правила не предполагают возможность увеличения финансирования мероприятий в отдельном регионе.
В 2022 году Минстроем и ЖКХ ЧР приобретено 82 жилых помещения детям-сиротам на общую сумму 173,2 млн. рублей, все указанные жилые помещения переданы в Минтруд ЧР. В 2023 году Минстроем и ЖКХ ЧР в соответствии с заключенным Соглашением с Минстроем РФ от ДД.ММ.ГГГГ № планируется приобретение ещё 38 жилых помещений детям-сиротам на общую сумму 72,4 млн. рублей.
С учетом изложенного, Минстрой и ЖКХ ЧР считает, что у Истца нет правовых оснований требовать в судебном порядке обязать его обеспечить его жилым помещением, так как формирование списков детей-сирот, сохранение очередности и принятие решений о передаче жилых помещений непосредственно детям-сиротам не входит в компетенцию Минстроя и ЖКХ ЧР.
Истец ФИО2 В судебном заседании поддержал свои требования по мотивам изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика ФИО8 и ФИО9, действующие по доверенности в интересах ответчика Министерства труда, занятости и социального развития ЧР возражали против удовлетворения иска ФИО2, просили в его удовлетворении отказать и пояснили, что средства на обеспечение жильем детей-сирот ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете ЧР. В настоящее время, в списке дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности, с учетом даты принятия решения об их включении в список. Решение о включении в названный список ФИО2 как нуждающегося в обеспечении жилым помещением, Минтрудом ЧР принято в 2016 году и соответственно, будет обеспечен жильем в порядке очередности с даты постановки на учет. В случае удовлетворения судом исковых требований ФИО2, исполнение решения суда не представляется возможным без дополнительного обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот. В связи с вышеизложенным удовлетворяя исковые требования ФИО2 судом будут ущемлены права детей-сирот, состоящих на учете до его постановки на учет и нарушена списочная очередность.
Представитель ответчика ФИО10, действующий по доверенности в интересах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представил ходатайство в котором просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, и отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 по основаниям, указанным в возражениях представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к тому, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 родился в <адрес>, зарегистрирован по адресу: ЧР, <адрес>, является гражданином России (паспорт 60 18 411027 выдан ГУ МВД РФ по РО ДД.ММ.ГГГГ). Его родителями являются ФИО3 и ФИО4 (свидетельство о рождении II-ОЖ № от ДД.ММ.ГГГГ). Его отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РИ (свидетельство о смерти I-РГ № от ДД.ММ.ГГГГ), а мать ФИО4 заочным решением Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Приказом Департамента образования Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над ним назначен опекун ФИО1 (удостоверение опекуна ФИО1). Таким образом ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот. ФИО2 включен ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выделение жилого помещения, номер его очередности 2404 (акт о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выделение жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО2 своего жилья не имеет.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 1 названного закона к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения подоговору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Постановлением Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановлением Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №» пункт данного постановления изложить в следующей редакции:
Определить:
а) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики уполномоченным органом исполнительной власти ЧР по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) Министерство труда, занятости и социального развития ЧР уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики:
по управлению специализированным жилым фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд не принимает во внимание возражения ответчиков против удовлетворения исковых требований ФИО2, считая их необоснованными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами вышеприведенного законодательства на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики возложена обязанность по формированию и обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а Министерство труда, занятости и социального развития ЧР наделено государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами носит обязательный характер. Указанные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот, оставшимся без родительского попечения, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, а потому суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики о возложении обязанности обеспечения жилым помещением удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики обеспечить ФИО2 благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам, расположенным в <адрес>.
Обязать Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись) С.С. Дадаков
Копия верна:
Судья: