Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-636/2024 - (16-7916/2023) от 07.12.2023

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                                                            № 16-636/2024

    г. Санкт-Петербург         20 марта 2024 года

                Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р., рассмотрев жалобу Овчинникова М.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Сыктывкару ФИО4 от 1 марта 2023 года             , решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2023 года, вынесенные в отношении Овчинникова Михаила Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Сыктывкару ФИО4 от 1 марта 2023 года                                           , оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2023 года и решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2023 года, Овчинников М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Овчинников М.Н. выражает несогласие с состоявшимися актами, ссылаясь на их незаконность; указывает, что не был извещен должностным лицом о времени и месте рассмотрения дела, чем нарушено его право на защиту; просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Овчинникова М.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении должностного лица о том, что 3 января 2023 года в 01 час 01 минуту около <адрес> СНТ «Ирга» Сыктывдинского района Республики Коми Овчинников М.Н. управлял транспортным средством «Снегоход динго 125», без государственного регистрационного знака, в нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, не имея права управления категории «А1».

С данными выводами согласились судебные инстанции.

Вместе с тем, принятые по делу постановление должностного лица и судебные акты законными признать нельзя, в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что 1 марта 2023 года заместитель командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Сыктывкару рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Овчинникова М.Н., признав его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

В настоящей жалобе, а также в ходе рассмотрения судебными инстанциями жалоб на постановление о назначении административного наказания Овчинников М.Н. утверждал, что о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении он извещен не был.

Судья первой инстанции и судья вышестоящей инстанции при оценке указанного довода признали, что нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого по делу постановления, не допущено.

Вместе с тем, с таким выводом согласиться нельзя.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Содержание указанных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Между тем, вышеприведенные положения закона о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не выполнены.

В материалах настоящего дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о надлежащем извещении Овчинников М.Н. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Так, из материалов дела следует, что о рассмотрении дела 1 марта 2023 года в 16 часов 40 минут должностным лицом ОГИБДД УМВД РФ по               г. Сыктывкару Овчинников М.Н. извещался посредством направления ему по месту жительства почтового извещения, которое было получено Овчинниковым М.Н. 13 марта 2023 года, то есть уже после рассмотрения дела и вынесения постановления.

Как видно из протокола об административном правонарушении от               3 января 2023 года Овчинников М.Н. дал согласие на уведомление о месте и времени рассмотрения дела посредством СМС-сообщения по указанному им в протоколе номеру мобильного телефона.

В соответствии с абзацем 3 п. 2.3 и п. 2.5 Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений, утвержденного Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 257, участник судопроизводства считается извещенным с момента поступления на указанный им номер мобильного телефона СМС-сообщения. Суд в обязательном порядке обеспечивает фиксацию фактов отправки и доставки адресату СМС-извещения.

Согласно пункту 3.6 Регламента факт доставки СМС-извещения подтверждается отчетом о его доставке (информация о дате и времени отправки СМС-сообщения, текст отправленного СМС-сообщения, дата и время доставки СМС-сообщения адресату), который распечатывается на бумажном носителе.

В силу пункта 3.8 Регламента в случае неполучения информации о доставке СМС-извещения в течение одних суток с момента его отправки производится повторная отправка СМС-извещения.

В случае, если СМС-извещение не было доставлено адресату после двух попыток повторного направления, то извещение или вызов в суд участнику судопроизводства направляются на бумажном носителе судебной повесткой с уведомлением о вручении (пункт 3.9 Регламента).

Указанные разъяснения применимы и к случаям извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о месте и времени составления рассмотрения дела должностным лицом административного органа.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

С учетом наличия письменного согласия, 27 февраля 2023 года с целью извещения о месте и времени рассмотрения дела, назначенного на               1 марта 2023 года на 16 часов 40 минут, должностным лицом                Овчинникову М.Н. по номеру мобильного телефона было направлено шесть СМС-сообщений.

Согласно представленным в материалы дела сведениям ООО «<данные изъяты>», направленные 27 февраля 2023 года Овчинникову М.Н. СМС-сообщения не доставлены (л.д. 63).

Каких-либо данных, обеспечивающих фиксирование того, что Овчинников М.Н. был извещен на 1 марта 2023 года о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении него любым доступным средством связи, позволяющим контролировать получение информации, в материалах дела не имеется.

Данных о том, что должностным лицом предпринимались попытки выяснить причины неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, и надлежащим образом известить Овчинникова М.Н. о месте и времени судебного заседания, в том числе путем телефонограммы по указанному им номеру телефона, в материалах дела не содержится.

В связи с изложенным следует признать, что материалы настоящего дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что Овчинников М.Н. был надлежащим образом извещен должностным лицом о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 1 марта 2023 года.

В материалах дела также не имеется сведений о том, что             Овчинников М.Н. отказался от личного участия в рассмотрении дела и выразил этот отказ в установленном законом порядке.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден, дело рассмотрено без участия Овчинникова М.Н. в отсутствие объективных сведений, позволяющих сделать вывод о том, что он надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права Овчинникова М.Н., он был лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе он не мог участвовать при рассмотрении в отношении него дела об административном правонарушении, возражать и давать объяснения по существу вмененного правонарушения.

Допущенное должностным лицом при рассмотрении дела нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, носит фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Однако судьей городского суда и вышестоящей судебной инстанцией приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, оставлены без внимания.

Такое разрешение дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица от                   1 марта 2023 года, решение судьи городского суда от 22 мая 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2023 года, вынесенные в отношении Овчинникова М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Третьем кассационном суде общей юрисдикции жалобы срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛА:

постановление заместителя командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД РФ по г. Сыктывкару ФИО4 от 1 марта 2023 года                                 , решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 19 июля 2023 года, вынесенные в отношении Овчинникова Михаила Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья Третьего кассационного суда

общей юрисдикции                                                      Косицына-Камалова И.Р.

16-636/2024 - (16-7916/2023)

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
ОВЧИННИКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
Другие
Носенко Екатерина Петровна
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции (Город Санкт-Петербург)
Статьи

ст.12.7 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее