Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-78/2020 от 16.09.2020

Мировой судья судебного участка № 4 в г.Ачинске и Ачинском районе Кралинина Н.Г.№11-78 (2020)                                                   АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Парфеня Т.В.

при секретаре Аневич В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Козлова Александра Николаевича на решение мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 03 июня 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования министерства социальной политики Красноярского края к Козлову Александру Николаевичу о взыскании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - удовлетворить.

Взыскать с Козлова Александра Николаевича в пользу Министерства социальной политики Красноярского края излишне выплаченные средства субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 февраля 2019 года по 31 мая 2019 года включительно в размере 332 (триста тридцать два) рубля 01 копейку.

Взыскать с Козлова Александра Николаевича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края в сумме 400 (четыреста) рублей.

У С Т А Н О В И Л:

Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику Козлову А.Н. с требованиями о взыскании излишне выплаченных средств субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 332,01 рубля. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 159 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании заявления от 31 января 2019 года и приложенных к нему документов ответчику Козлову А.Н. произведен расчет и назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидия с февраля по май 2019 года перечислена на личный банковский счет на имя Козлова А.Н.. Всего за период с февраля по апрель 2019 года выплачена субсидия в размере 975,95 рублей. При проведении корректировки и перерасчета выплаты субсидии по факту оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на основании данных, полученных от управляющей и ресурсоснабжающей организаций, специалистом отдела выявлена сумма излишне выплаченных денежных средств с февраля по май 2019 года в общем размере 332,01 рубля. По месту жительства ответчика направлялось письменное требование от 28 августа 2019 года № 07-6591 о возврате в бюджет излишне выплаченной суммы субсидии в размере 332,01 рубля за период с 01 февраля 2019 года по 31 мая 2019 года. По состоянию на 28 ноября 2019 года ответчиком не возмещены излишне выплаченные средства субсидии, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд (л.д. 3-4).

03 июня 2020 мировым судьей постановлено вышеприведенное решение (л.д. 110,111-113).

Ответчик Козлов А.Н., не согласившись с данным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить. Доводы жалобы мотивированы тем, что все необходимые документы для назначения и выплаты субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг он представил, они были приняты без каких либо замечаний. Истцом не обоснован размер задолженности. (л.д. 122).

Козлов А.Н., о дате, времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом (л.д. 142), в судебное заседание не явился, посредством электронной почты направил чек – ордер об оплате излишне выплаченной суммы субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 332,01 руб. от 14.10.2020 (л.д. 143).

Представитель Министерства социальной политики Красноярского края Макаренко А.В., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе надлежащим образом (л.д. 144) в судебное заседание не явилась, письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не представила.

На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

Разрешая заявленные Министерством социальной политики Красноярского края исковые требования, мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им в решении оценку и пришел к правомерному выводу о том, что требования заявителя о взыскании с Козлова А.Н. суммы неосновательно полученной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 332, 01 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не установлено.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на меры социальной поддержки.

Как правильно установлено мировым судьей, Козлов А.Н., а также его дочь – Козлова Г.А. являются долевыми собственниками квартиры по адресу: <адрес> на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 03.03.2008 года. В указанном жилом помещении фактически проживают и состоят на регистрационном учете Козлов А.Н., Козлова Г.А., и двое малолетних детей последней.

На основании обращения Козлова А.Н. от 31.01.2019 УСЗН администрации г. Ачинска в установленном порядке произведен расчет и назначена субсидия с 01.02.2019 на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на его долю в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 16,8 кв.м. (л.д. 11 -14).

Сумма субсидии за период с февраля 2019 года по май 2019 года включительно перечислена на личный банковский счет на имя Козлова А.Н. платежами от 17.04.2019 в размере 240,12 руб., от 17.05.2019 в размере 735, 83 руб., а всего выплачено за указанный период 975,95 руб.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки (пункт 27 Правил).

Вместе с тем, данный пункт устанавливает и порядок определения таких фактических расходов - на получателя субсидии возложена обязанность не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии (по истечению 6 месяцев) представить уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.

В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

В соответствии с п. 49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Козлову А.Н. назначена и выплачена субсидия за период с февраля по май 2019 года, при расчете размера которой УСЗН администрации г. Ачинска использовало данные о размере жилищно-коммунальных платежей за период до февраля 2019 года.

По состоянию на 11 июня 2019 года при получении данных о размере жилищно-коммунальных платежей фактически начисленных за месяцы, охваченные правом на получение субсидии, полученных от управляющей и ресурсоснабжающей организаций, установлено, что при выплате Козлову А.Н. сумм субсидии допущена выплата излишние начисленных денежных средств: за февраль 2019 года 32,12 рубля; за март 2019 года 35,64 рублей; за апрель 2019 года 130,24 рублей; за май 2019 года 134,01 рубля, всего 332,01 рубля.

Таким образом, требования УСЗН администрации г. Ачинска, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны не на обстоятельствах, связанных с недобросовестными действиями получателя субсидии Козлова А.Н. Переплата субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с февраля по май 2019 года возникла по причине того, что при перерасчете фактические расходы на оплату коммунальных услуг, понесенные в течение срока субсидии, оказались меньше, чем сумма, принятая при расчете, что в силу п. 27, 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" является основанием для истребования излишне выплаченного в судебном порядке.

Расчет суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, подготовленный истцом проверен мировым судьей, признан обоснованным. Ответчиком Козловым А.Н. указанный расчет не оспорен, контррасчет не представлен ни мировому судье, ни суду апелляционной инстанции.

Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и служить поводом для отмены или изменения судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы мировым судьей с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана оценка в решении от 03 июня 2020 года, не согласиться с которой у суда основания отсутствуют.

Таким образом, мировой судья достаточно полно и всесторонне выяснил значимые обстоятельства дела по перечисленным требованиям, оценил объяснения сторон и представленные ими доказательства, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения в указанной части.

Суд, рассматривая дело в пределах апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи законным и обоснованным, не находит оснований для отмены или изменения принятого решения по доводам апелляционной жалобы.

Вместе с тем, учитывая, что Козловым А.Н. спорная сумма излишне выплаченной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 332, 01 руб. оплачена 14.10.2020, решение мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 03 июня 2020 года в части взыскания с ответчика указанной суммы исполнению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

    Решение мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 03 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Козлова Александра Николаевича – без удовлетворения.

Решение мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 03 июня 2020 года в части взыскания с Козлова Александра Николаевича в пользу Министерства социальной политики Красноярского края излишне выплаченные средства субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 февраля 2019 года по 31 мая 2019 года включительно в размере 332 рубля 01 копейка принудительному исполнению не подлежит.

              Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.Судья                                                                                                                                       Т.В. Парфеня

11-78/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
министерство социальной политики Красноярского края
Ответчики
Козлов Александр Николаевич
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Парфеня Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
18.09.2020Передача материалов дела судье
13.10.2020Подготовка дела (собеседование)
13.10.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
12.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Дело оформлено
02.12.2020Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее