Дело № 2-833/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 г. г.Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Голубевой Н.О.
при секретаре судебного заседания Гафарове А.Х.,
с участием
представителя истца администрации города Алушта Стеблина А.А.,
представителя ответчика Заровоной Т.В. – Стерехова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО2, третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о сносе самовольно возведенного строения,
УСТАНОВИЛ:
Администрацией <адрес> заявлены исковые требования о сносе самовольно возведенных (реконструированных) объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6.
Исковые требования мотивированы тем, что в Администрацию <адрес> поступило уведомление Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6.
Из акта наблюдения за соблюдением обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6, с видом разрешенного использования – общественное питание проводились строительно-монтажные работы.
Документы разрешительного характера со штампом регистрации Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время согласно данным Единого реестра зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов, данным Реестра поднадзорных объектов капитального строительства, данным Реестра выданных уведомлений, Реестра разрешений на строительство, Реестра разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, документы разрешительного характера не регистрировались и не выдавались.
На земельном участке проводились строительно-монтажные работы без разрешительной документации, а именно осуществлен демонтаж существующих строений с кадастровыми номерами № и №, а также выполнены строительно-монтажные работы по устройству бетонного основания, металлических колонн и железобетонного перекрытия, что является нарушением ч.2 ст.51 ГрК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью Муниципального образования городской округ Алушта, передан в аренду Заровной Т.В. на 48 лет 11 месяцев на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Вид разрешенного использования земельного участка- общественное питание. В договоре указана цель использования земельного участка – размещение и обслуживание нежилого здания – буфета. В п.1.2 договора указано, что на земельном участке расположено одноэтажное здание-буфет, общей площадью 35,9 кв.м. кадастровый № и иное сооружение- мощение общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №. Данные объекты являются собственностью Заровной Т.В..
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что осуществляется строительство и реконструкция объектов.
Представитель истца Администрации города Алушты в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Заровной Т.В. – Стерехов Н.А. против заявленных требований возражал, поддержал представленные письменные пояснения.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к таким выводам.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Ст. 40 ЗК РФ предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Аналогичные положения содержатся в ст. 263 ГК РФ, в силу которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку и (или) для удовлетворения иска о ее сносе, если отсутствуют иные препятствия для сохранения постройки. Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе также не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил.
В соответствии со ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования
Из положений ст. 42 ЗК РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно разъяснениям, приведенным в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан; на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; в то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, разъяснено, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Из приведенных выше положений норм закона и разъяснений в их взаимосвязи следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом как с соблюдением требований о получении необходимых в силу закона согласований, разрешений на ее строительство, так и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности, несоблюдения градостроительных и строительных норм и правил при ее возведении и возможности нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, в частности прав смежных землепользователей, правил землепользования и застройки и т.д.
Данные обстоятельства являются юридически значимыми по делам по спорам, связанным с самовольной постройкой, и подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела судом установлено следующее.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере им. ФИО6, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – общественное питание, находится в муниципальной собственности <адрес>. В качестве ограничения прав указано: что с Заровной Т.В. заключен договор аренды с ДД.ММ.ГГГГ на 48 лет 11 мес. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 83-100).
Из представленной копии Алуштинского вестника от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании месторасположения границ земельного участка, в том числе, указан адрес: <адрес>-б (т. 1 л.д. 102-103).
На основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Заровной Т.В. предоставлен в аренду сроком на 48 лет 11 мес. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6 (т. 1 л.д. 38 (оборотная сторона)-39).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> Республики Крым, в лице главы администрации Огневой Г.И. и Заровной Т.В. заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – общественное питание, цель использования – размещение и обслуживание нежилого здания – буфета, расположенного по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6, кадастровый № (т. 1 л.д. 31-42).
Из п.п. 1.2 указанного договора следует, что на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: одноэтажное нежилое здание – буфет, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, иное сооружение – мощение, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №.
Согласно п.п. 4.1 договор заключен сроком на 48 лет 11 месяцев.
П. 8 договора предусмотрено, что договор может быть досрочно прекращен (расторгнут) по инициативе одной из сторон после направления предложения о расторжении договора другой стороне. В случае отказа от расторжения либо неполучения ответа в указанный в предложении срок, заинтересованная сторона вправе предъявить требование о расторжении договора в суд. Договор может быть досрочно прекращен (расторгнут) по инициативе Арендодателя, в том числе, в следующих случаях: невнесения арендной платы арендатором более двух раз подряд; использования арендатором земельного участка (его части) не в соответствии с видом разрешенного использования, указанного в договоре; передачи Арендатором земельного участка или его части в субаренду без получения письменного согласия (уведомления) арендодателя; иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Заровной Т.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание – буфет, площадью 35,9 кв.м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>-б (т. 1 л.д. 43-45).
Право собственности Заровной Т.В на указанное нежилое здание также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 10).
Также Заровная Т.В. является собственником сооружения, назначение – иное сооружение (мощение) площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <адрес>-б, кадастровый №. Данный факт следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 46-48), а также свидетельства о государственной регистрации права от 11.022016 г. (т. 2 л.д. 9).
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6 располагается нежилое здание площадью 255,8 кв.м., год завершения строительства – 2018, кадастровый №, принадлежащее ФИО2 на праве собственности (т. 1 л.д. 166).
Собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6, является Заровная Т.В. Указанные нежилые помещения находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером № (т. 2 л.д. 13-24).
Согласно представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства в области торговой деятельности, градостроительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, прокурорской проверкой, проведенной с привлечением специалистов Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым выявлены незаконные решения об отсутствии признаков самовольной постройки, в том числе, по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, по факту строительства без разрешительных документов капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. Также указано, что органом местного самоуправления сделан ошибочный вывод об отсутствии признаков самовольной постройки по указанному уведомлению (т. 1 л.д. 49-55).
Из информационного письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес начальника управления регионального государственного строительного надзора в отношении поднадзорных объектов Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым следует, что документы разрешительного характера со штампом регистрации Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта, расположенного, в том числе, по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6 (кадастровый №), в Министерстве отсутствуют (т. 1 л.д. 13).
Реестровое дело содержит также технический план здания, расположенный по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6 с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с заключением кадастрового инженера, из которого следует, что, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства данного здания не требуется выдача разрешения на строительство, поскольку оно является объектом вспомогательного использования в отношении основного здания с кадастровым номером № и имеет функциональное назначение – для обслуживания буфета. Указанное здание частично располагается поверх сооружения (мощения) с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 127-134).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, направлен ответ на межведомственный запрос, из которого следует, что согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации, земельному участку с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования «общественное питание». Согласно графических материалов ПЗЗ, земельный участок с указанным кадастровым номером расположен в зоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования, в которой не предусмотрено размещение земельных участков с видом разрешенного использования «общественное питание» (т. 1 л.д. 138).
Аналогичные сведения содержатся в ответе на запрос Администрации <адрес> Республики Крым, направленном в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Также в данном ответе указано, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости: одноэтажное нежилое здание – буфет, общей площадью 35,90 кв.м. и иное сооружение-мощение, общей площадью 270 кв.м. Кроме этого, имеется указание на согласование следующей позиции с Минстроем России: учитывая, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования (т. 1 л.д. 163).
Также реестровое дело содержит заключение о функциональном назначении объекта вспомогательного использования, подготовленного ООО <данные изъяты>», согласно которого, помещения в обследуемом здании площадью <данные изъяты> кв.м., размещенные на территории предприятия общественного назначения – буфет (<адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6), не являются помещениями, участвующими в производственном процессе обслуживания посетителей здания буфета, а являются вспомогательными помещениями для целевых досуговых мероприятий, что не противоречит действующим нормам (т. 1 л.д. 156-160).
Материалы дела содержат ряд заявлений Заровной Т.В. относительно рассмотрения возможности по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Алушта, в части создания отдельной территориальной зоны, предусматривающей вид разрешенного использования: общественное питание и магазины, земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6 (т. 2 л.д. 31-37).
Из уведомления о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым усматривается, что по результатам проведенного контрольно-(надзорного) мероприятия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером 90:15:010104:283, расположенном по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере им. ФИО6, выявлен факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения: объект капитального строительства без необходимой разрешительной документации, с нарушением градостроительных норм и правил, на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта (т. 1 л.д. 5).
Согласно акта наблюдения за соблюдением обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлено: на земельном участке с кадастровым номером 90:15:010104:283 (вид разрешенного использования – общественное питание) по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере им. ФИО6, проводятся строительно-монтажные работы без разрешительной документации, а именно: выполнены работы по демонтажу существующих строений с кадастровыми номерами №, также выполнены строительно-монтажные работы по устройству бетонного основания металлических колонн и железобетонного перекрытия (т. 1 л.д. 6-7).
К данному акту приложена фото-таблица (т. 1 л.д. 8).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая, землеустроительная экспертиза.
Из заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Крымская Экспертиза» следует, что в результате проведенного исследования экспертом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6 расположены следующие объекты: нежилое здание - буфет с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6; - сооружение - мощение с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, г Алушта, <адрес>. Нежилое здание - буфет с кадастровым номером № и нежилое здание с кадастровым номером №, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № являются объектами недвижимости и являются объектами капитального строительства. Мощение с кадастровым номером №, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером № не является объектом недвижимости и не является объектом капитального строительства, а является элементом благоустройства земельного участка. Объекты, расположенные на указанном земельном участке соответствуют строительным, противопожарным, санитарным, экологическим нормам и правилам, нормативным сейсмическим воздействиям; находится в зоне Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования». В данной зоне не предусмотрен вид разрешенного использования «Общественное питание». Собственнику необходимо обратиться в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации города <адрес> для внесения в зону Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования» вида разрешенного использования «Общественное питание». После внесения изменений в зону Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования» по видам разрешенного использования, данные отклонения от норм будут устранены. По результатам проведенного исследования экспертом установлено, что объекты, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6 соответствует противопожарным нормам и правилам; не выходят за границы земельного участка, на котором расположены. В результате обследования на местности установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты: тип объекта «нежилое здание - буфет с кадастровым номером № по адресу: <адрес>» по: функциональному назначению - гражданское, далее по классификации - нежилое, общественное, общественное питание; объемно-планировочным параметрам - одноэтажное; закономерностям формообразования - из простых геометрических тел; конструктивная схема - каркасная; композиционно - пространственная схема - централизованная; капитальность - капитальное. Объект используется по назначению, для общественного питания. Тип объекта «нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной, в сквере ФИО6» по: функциональному назначению - гражданское, далее по классификации - нежилое, общественное, торговое; объемно-планировочным параметрам - одноэтажное; закономерностям формообразования - из простых геометрических тел; конструктивная схема - каркасная; композиционно - пространственная схема - централизованная; капитальность – капитальное. На основании проведенного исследования эксперт пришел к выводу, что нежилое здание - буфет с кадастровым номером № является основным объектом на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6. Нежилое здание - буфет с кадастровым номером № используется по назначению - для общественного питания. Нежилое здание с кадастровым номером № является объектом вспомогательного использования к зданию с кадастровым номером №. Сооружение - мощение с кадастровым номером № является элементом благоустройства. возведенные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6, не создают угрозу для жизни и здоровья граждан. Возведенные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6, не препятствуют пользованию соседними объектами и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. Приведение объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6 в соответствие техническим нормам и правилам возможно без сноса. Собственнику необходимо обратиться в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации города <адрес> для внесения в зону Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования» вида разрешенного использования «Общественное питание». После внесения изменений в зону Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования» по видам разрешенного использования, данные отклонения от норм будут устранены. Снос объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6, без угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и несоразмерного ущерба имуществу иных граждан, невозможен (т. 2 л.д. 56-103).
Суд приходит к выводу о том, что заключение экспертизы, является допустимым доказательством, оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы не имеется, поскольку заключение подготовлено компетентным специалистом в соответствующей области знаний, в соответствии с требованиями действующих норм и правил, при даче заключения приняты во внимание имеющиеся в материалах дела документы, выводы эксперта отражены достаточно ясно и полно, экспертное заключение по своему содержанию полностью соответствует нормам ГПК РФ, предъявляемым к заключению экспертов, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности эксперта не имеется.
Оценивая все представленные доказательства, основываясь на вышеизложенных правовых нормах, суд принимает во внимание, что объекты, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6 соответствует противопожарным нормам и правилам; не выходят за границы земельного участка, на котором расположены, соответствует противопожарным нормам и правилам; нежилое здание - буфет с кадастровым номером № является основным объектом на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на городской набережной в сквере ФИО6. Приведение объектов, расположенных на указанном земельном участке в соответствие техническим нормам и правилам возможно без сноса, а именно: собственнику необходимо обратиться в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации города <адрес> для внесения в зону Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования» вида разрешенного использования «Общественное питание». После внесения изменений в зону Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования» по видам разрешенного использования, данные отклонения от норм будут устранены, существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц, не установлено.
С учетом того, что спорное здание находится на земельном участке в зоне Р-1 (01) «Зона объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования», в данной зоне не предусмотрен вид разрешенного использования «Общественное питание», однако данное нарушение является устранимым и экспертом поэтапно указан способ его устранения, суд приходит к выводу и считает, что данное нарушение является несущественным.
Отсутствие разрешения, с учетом установленного вспомогательного характера возведенных строений, не является основанием для сноса объекта недвижимого имущества.
Самовольная постройка подлежит сносу только в том случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые интересы других лиц, либо создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Такая угроза должна быть реальной, а не абстрактной, т.е. основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи.
В данном случае, доказательств наличия обстоятельств, безусловно свидетельствующих о реальной угрозе жизни и здоровью граждан, в материалах дела не содержится.
Кроме того, для правильного разрешения, возникшего между сторонами спора оценке подлежат также обоснованность и соразмерность выбранного истцом способа защиты права.
Как следует из анализа ст.ст. 1, 12, 222, 304 ГК РФ законный владелец вправе осуществлять свои права по своему усмотрению, однако в определенных границах, не допускающих неправомерное нарушение прав и законных интересов других лиц.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Администрации <адрес> Республики Крым к Заровной ФИО10, третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о сносе самовольно возведенного строения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.О. Голубева
Решение в окончательно форме изготовлено 06 декабря 2023 г.