УИД № 71RS0001-01-2023-002298-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2023 года г. Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Солдатовой М.С.,
при секретаре Лапшиной Е.В.,
с участием
представителя истца- Спиренковой М.Б.,
представителя третьего лица- Филатовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области гражданское дело № 2-1698/2023 по исковому заявлению Пархоменко Е.В. к ГУЗ «Алексинская районная больница им. проф. В.Ф. Снегирева» о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Пархоменко Е.В. обратился в суд с иском к ГУЗ «Алексинская районная больница им. проф. В.Ф. Снегирева» о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности совершить определённые действия.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ окончил государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <данные изъяты> по специальности «медицинский лабораторный техникум». Имеет сертификат специалиста по специальности «Гистология». Указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был трудоустроен в ГУЗ «Алексинская районная больница им. проф. В.Ф. Снегирева»: в консультативно-диагностический центр в центральную лабораторию клинико-диагностическую лабораторию на должность фельдшера-лаборанта, а ДД.ММ.ГГГГ переведен в патологоанатомическое отделение на ту же должность.
Ссылался, что его должностной инструкцией установлено обязательное требование для фельдшера-лаборанта- наличие среднего медицинского образования, соответствующая подготовка по специальности «лабораторная диагностика» или «лабораторное дело».
Полагал, что наличествующие у него специальности и образование, а также занимаемая им должность предполагают назначение ему специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», однако таковая до настоящего времени ему не выплачивается, в реестр лиц, обладающих правом на нее он не работодателем включен, поскольку последний наличие право у истца на данную специальную выплату отрицает.
Просил признать за ним право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», возложив на ГУЗ «Алексинская районная больница им. проф. В.Ф. Снегирева» обязанность включить его (истца) в реестр работников, имеющих право на получение данной специальной социальной выплаты, за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Тульской области.
В судебном заседании:
Истец Пархоменко Е.В. не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель истца в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Спиренкова М.Б. исковые требования Пархоменко Е.В. просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУЗ «АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева» не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Ранее представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика с разрешением спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования по Тульской области по доверенности Филатова Е.Н. позицию, изложенную в письменном отзыве, поддержала и просила разрешить исковые требования Пархоменко Е.В. в соответствии с норами действующего законодательства.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения Тульской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указано на отсутствие у истца необходимого для назначения специальной социальной выплаты образования.
Суд с учётом мнения участников процесса, а также положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц,
Выслушав представителя истца- Спиренкову М.Б., представителя третьего лица- Филатову Е.Н., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что Пархоменко Е.В. в <данные изъяты> по специальности «медицинский лабораторный техникум» по окончании обучения присвоена квалификация «Медицинский лабораторный техник», что усматривается из диплома о среднем профессиональной образовании № на имя истца.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Пархоменко Е.В. выдан сертификат специалиста о его допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Гистология».
При этом ДД.ММ.ГГГГ Пархоменко Е.В. принят на работу в ГУЗ «АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева», а именно в консультативно-диагностический центр в центральную лабораторию клинико-диагностическую лабораторию на должность фельдшера-лаборанта, а ДД.ММ.ГГГГ переведен в патологоанатомическое отделение на ту же должность.
Изложенное установлено судом на основании трудовой книжки на имя Пархоменко Е.В. серии №, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении условий трудового договора, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на другую работу.
В указанной должности Пархоменко Е.В. работает по настоящее время.
Между тем, согласно должностных инструкций фельдшера-лаборанта консультативно-диагностического центра, фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения следует, что к данным должностям установлено обязательное требование- работник, замещающую данную должность в поименованных отделения должен обладать средним медицинским образованием и соответствующей подготовкой по специальности «Лабораторная диагностика» или «Лабораторное дело».
Таким образом, достоверно установлено, не оспорено участвующими в деле лицами, их представителями, подтверждается собранными по делу доказательствами, что Пархоменко Е.В. имеет среднее медицинское образование, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся и является вплоть до настоящего времени работником ГУЗ «АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева», свою трудовую деятельность осуществляет в должности фельдшера-лаборанта.
Пунктом 3 статьи п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Нормативным единством положений абз. 7, 15, 16 ст. 2 Трудового кодекса РФ закреплено, что исходя из общепризнанных принципов права и Конституции РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ на всех работодателей (физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками возложена обязанность руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Положениями абз. 5 ч.1 ст. 21 Трудового кодекса РФ закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель же, исходя из положений абз. 2 и 6 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой работника является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 31.12.2022 № 2568 установило дополнительные меры социальной поддержки медицинским работникам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее – Постановление).
Согласно подп. «д» п. 2 Постановления специальная социальная выплата установлена специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц.
Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в п. 8 Постановления дано указание разъяснять порядок применения настоящего постановления.
Из узнанного пункта Постановления не следует каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты специалистами со средним медицинским образованием районных больниц. Не содержится таких условий и в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н.
В п.3 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», утвержденных Приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н (далее - Разъяснения) указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
В п. 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н в перечне должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (среднего медицинского персонала) зафиксирована должность медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта).
В п. 4 Разъяснений указано, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подп. «а», «д» и «з» п. 2 Постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.
Поименованная Номенклатура утратила силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Приказа Минздрава России от 02.05.2023 N 205н.
Согласно п. 9.29 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант) отнесен к должностям специалистов со средним медицинским образованием.
Таким образом, вопреки возражениям третьего лица Министерства здравоохранения Тульской области, как с 01.01.2023 по 01.09.2023, так и с 02.09.2023 и по настоящее время занимаемая истцом Пархоменко Е.В. должность включена в состав должностей специалистов со средним медицинским образованием.
Судом установлено, что ГУЗ «АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева» является медицинской организацией - районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения Тульской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.17 Постановления в случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно- техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
В подп. «а» и «б» п. 4 Постановления установлено, что специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в п. 2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего постановления с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификации номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.
Постановлением утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее - Правила).
Согласно п.2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
В силу п.3 Правил специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с подп. 4, 5 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
Фондом, исходя из подп. 7, 8 Правил, осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра.
В случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
Пунктом 3 Постановления закреплен максимальный месячный размер специальной социальной выплаты медицинским работникам, относящимся к категории специалистов со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подп. «е» и «ж» п. 2 настоящего постановления, в размере 8 000,00 руб.
Из материалов дела, в частности справки врио главного врача ГУЗ «АРБ № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Пархоменко Е.В. в поименованный выше Реестр включен с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не был.
Установленные по делу фактические обстоятельства применительно к приведенным нормативно-правовым положениям и к положениям ст.12 Гражданского кодекса РФ о способах защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, приводит суд к выводу о том, что Пархоменко Е.В. относится к категории медицинских работников, указанных в подп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, соответствует всем установленным действующими нормативно-правовыми актами требованиям для получения специальной социальной выплаты, установленной Постановлением № 2568 от 31.12.2022, ввиду чего за ни м следует признать такое право, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанность включить истца в Реестр, начиная с момента возникновения у истца соответствующего права, то есть с 01.01.2023, ввиду чего исковые требования Пархоменко Е.В. суд полагает возможным удовлетворить в полном объеме.
Разрешая исковые требования, суд принимает во внимание положения п.10 Правил медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом острой социальной значимости рассматриваемого дела, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок ответчику для исполнения судебного решения - в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 107, 109 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Пархоменко Е.В. (паспорт №) удовлетворить.
Признать за Пархоменко Е.В. право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
Обязать ГУЗ «Алексинская районная больница им. проф. В.Ф. Снегирева» (ИНН №) в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Пархоменко Е.В. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.С. Солдатова