РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2024 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Поземина О.А. при секретаре судебного заседания ФИО5, без участия истца, его представителя, представителей ответчиков - АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», Байконурского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур, а также представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - Отдела здравоохранения администрации города Байконур и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению Сергеевой Надежды к Байконурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении Сергеевой Н. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц,
установил:
Представитель истца Сергеевой Н., по доверенности Казарян А.С. обратилась
в суд с иском к Байконурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»
о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении Сергеевой Н. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц, в котором просила:
- признать незаконным решение Байконурского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», выраженное в письме от 08 декабря 2023 г.
№ И-1047/Р-99/23, об отказе в выдаче полиса обязательного медицинского страхования;
- обязать АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» выдать полис обязательного медицинского страхования;
- обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур включить Сергееву Надежду в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является лицом
без гражданства, длительное время проживает и зарегистрирована в городе <адрес> по месту жительства, работает по трудовому договору в <данные изъяты>, со стороны работодателя отчисляются все страховые взносы, в том числе и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС).
Истец через своего представителя Казарян А.С. обратилась в Байконурский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» с просьбой выдать полис обязательного медицинского страхования, однако решением директора филиала
от 08 декабря 2023 г. исх. № И 1047/Р-99/23 в выдаче полиса ОМС ей отказано,
чем нарушено право на бесплатную медицинскую помощь в медицинских учреждениях Российской Федерации в городе Байконур.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - ФФОМС, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
г. Байконур (далее - ТФОМС г. Байконур), а также Отдел здравоохранения администрации г. Байконур.
Истец, его представитель Казарян А.С., а также представители ответчиков
и третьих лиц, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились и в адресованных суду заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
В суд от директора Байконурского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Избаевой Ж.Н., представителя ФФОМС Мальцевой В.А., ТФОМС
г. Байконур Елфимова А.В., отдела Здравоохранения администрации г. Байконур
Квач Ж.В. поступили письменные возражения, в которых они исковые требования
не признали, указав, что Сергеева Н., будучи лицом без гражданства, не имеет вида
на жительство либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вследствие чего, по мнению ответчиков, не имеет права на получение полиса ОМС.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Сергеева Надежда, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом без гражданства, с ДД.ММ.ГГГГ года работает
в <данные изъяты>, постоянно проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
и имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде копиями удостоверения лица без гражданства, адресной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки, справкой с места жительства № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой с места работы от ДД.ММ.ГГГГ №, а также содержанием искового заявления и не оспаривались ответчиками и третьими лицами. Кроме того,
Сергеевой Н. в ДД.ММ.ГГГГ году выдавался полис ОМС №
Из содержания исследованного в суде письменного ответа от 08 декабря
2023 г. исх. № И 1047/Р-99/23 директора Байконурского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Медиа» Избаевой Ж.Н. на обращение истца следует,
что последней отказано в выдаче полиса ОМС в связи с тем, что она является лицом
без гражданства.
Разрешая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.
Из смысла статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что местом жительства гражданина является любое жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
С учетом длительности проживания Сергеевой Н. в городе <адрес>, трудовой деятельности в организации города, суд приходит к выводу, что Сергеева Н., имея разрешение на проживание в городе и регистрацию по месту жительства, является жителем <адрес>.
Кроме того, в суде из представленных письменных доказательств бесспорно установлено, что со стороны работодателя истца – <данные изъяты> на Сергееву Н. производятся отчисления на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС, что подтверждается справкой за исх. № 04-30/08
от 30 января 2024 г.
В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определен приоритет международного договора над национальным законодательством, из чего следует, что, если международным договором с участием Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.
Аналогичная норма закреплена в пункте 2 статьи 2 Федерального закона
от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), согласно которому в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326 – ФЗ от 29 ноября 2010 г. (с изм.)
к числу застрахованных лиц относятся, в том числе, работающие по трудовому договору граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие
в Российской Федерации иностранные граждане.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326 – ФЗ от 29 ноября 2010 г. (с изм.) страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом согласно п. 2 ст. 13 вышеуказанного Закона, территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии
с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 13 вышеуказанного Закона, территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования,
а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
При этом, застрахованное лицо, согласно п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона, имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
В соответствии с п. 7 ст. 34 вышеуказанного закона Территориальный фонд осуществляет, в том числе, такие полномочия страховщика, как обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования (подпункт 8), а также ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц (подпункт 16).
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города Байконур задачами Территориального фонда, в том числе, является обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом, согласно п. 8.16 вышеуказанного Положения, Территориальный фонд, осуществляя свои полномочия страховщика, ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
В соответствии со статьями 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 1995 г.) город Байконур является административно - территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций,
а также проживания граждан.
Согласно п. 1 ст. 4 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам
и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур»
от 17 ноября 2009 г. медицинская помощь гражданам Российской Федерации (граждане работающие в российских организациях комплекса «Байконур», в том числе персонал космодрома «Байконур» и члены семей персонала космодрома, неработающие жители города Байконур, поселков Торетам и Акай, граждане, временно находящиеся на территории комплекса «Байконур», поселков Торетам
и Акай), а также гражданам Республики Казахстан, работающим в российских организациях комплекса «Байконур», оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом Российской Стороны, федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями. При этом, согласно ст. 1 указанного Соглашения, уполномоченным органом от Российской Стороны, является Федеральное медико-биологическое агентство.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», лица без гражданства постоянно или временно проживающие
в Российской Федерации подлежат регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Согласно пунктам 6.1 и 6.2 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города Байконур, утвержденного постановлением главы администрации г. Байконур № 143 от 29 августа 2011 г.
(в ред. 05 марта 2020 г.) задачами Территориального фонда, в том числе, является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом, согласно пункту 8.16 вышеуказанного Положения, Территориальный фонд, осуществляя свои полномочия страховщика, ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
Согласно Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания жителям города Байконур медицинской помощи на 2024 год (далее - Территориальная программа), Территориальная программа разработана на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» от 17 ноября 2009 г. (с изменениями), в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(с изм.) (далее – Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации»), со статьей 81 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов).
При этом согласно п. 9.1 указанной Территориальной программы, право
на получение бесплатной медицинской помощи в рамках Программы ОМС имеют
граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 19 Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», лица
без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
При этом определено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.
При этом суд отмечает, что вопрос о медицинском обслуживании в отношении неработающих жителей города Байконур - граждан Российской Федерации или Республики Казахстан, урегулирован вышеназванным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан
о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур». Однако указанный международный договор РФ
не содержит положений об оказании медицинской помощи лицам без гражданства.
Согласно пункту 38 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» (в редакции от 13 декабря 2022 г.) постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам без гражданства формируется полис со сроком действия до конца календарного года.
Также судом установлено, что единственной медицинской организацией, расположенной в городе Байконур, которая участвует в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования, является ФГБУЗ ЦМСЧ №1 ФМБА России.
Из вышеизложенного следует, что истец относится к застрахованным лицам - персонал космодрома «Байконур», как работник российской организации, расположенной на территории комплекса «Байконур», а именно, ГКУ «Инженерные работы», и имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования до конца календарного года, в течение действия разрешения на постоянное проживание.
При этом, суд учитывает то обстоятельство, что за Сергееву Н. со стороны
<данные изъяты>, которое является страхователем в рамках ОМС, отчисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС, а значит истец фактически является застрахованным лицом в рамках ОМС
и имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями г. Байконур при наступлении страхового случая.
Согласно положениям ст. 12 ГК РФ в число способов защиты гражданских прав входит восстановление положения, существовавшего до нарушения права, вследствие чего заявленные исковые требования являются законными и обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушенное право истца будет восстановлено путем обязания ответчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур включить истца –
Сергееву Н. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
Доводы ответчиков о том, что выдача истцу полиса ОМС без документов, подтверждающих получение вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ, невозможна, а регистрация истца по месту жительства
в <адрес> не может заменить перечисленные документы для выдачи полиса ОМС по следующим основаниям.
Так, административные регламенты, утвержденные приказами МВД РФ
от 23 ноября 2017 г. № 881 и от 27 ноября 2017 г. № 891, не учитывают особенности функционирования г. Байконур с учетом международных договоров РФ
и, соответственно, не позволяют истцу получить в УМВД России на комплексе «Байконур» разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Более того, отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе Байконур, ведущее регистрационный учет граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства в пределах границы города и комплекса «Байконур», в соответствии с пунктом 12.2.7 Положения
об отделении по вопросам миграции, утвержденного приказом начальника УМВД России на комплексе «Байконур» от 16 марта 2017 г. № 231, государственные услуги по выдаче вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание
в РФ не оказывает.
Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту проживания в городе Байконур государственных услуг по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание на территории РФ, суд приходит к выводу о том, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как неработающего жителя <адрес>, на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения
на проживание в <адрес> и регистрации по месту жительства.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что ограничение прав
и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту жительства в <адрес> государственных услуг по выдаче вида на жительство
в Российской Федерации или разрешения на временное проживание, суд приходит
к выводу, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как члена семьи персонала космодрома «Байконур»,
на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период регистрации по месту жительства в <адрес>.
Таким образом, восстанавливая нарушенные права истца, суд признает решение ответчика Байконурского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», оформленное письмом от 08 декабря 2023 г. исх. № И-1047/Р-99/23, об отказе Сергеевой Н. в выдаче полиса обязательного медицинского страхования незаконным
и обязывает направить в ТФОМС сведения для получения истцом полиса ОМС
и ее включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС, а ТФОМС обязывает включить Сергееву Н. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194–198 ГПК РФ, военный суд, -
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░-░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░-░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░. № ░-1047/░-99/23, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░-░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░