УИД 87RS0001-01-2023-000761-65
Дело № 2-95/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.03.2024 | г. Анадырь |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
в составе председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матюковой Л.В.,
с участием прокурора Геворгян Р.Э., представителя ответчика Седалищева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа в интересах Церковникова Владимира Владимировича, Кравцовой Варвары Валентиновны, Кравцова Николая Михайловича, несовершеннолетнего Церковникова Тимофея Владимировича, к администрации Анадырского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Анадырский межрайонный прокурор обратился в Анадырский городской суд с иском в интересах Церковникова В.В., Кравцовой В.В., Кравцова Н.М., несовершеннолетнего Церковникова Т.В. к администрации Анадырского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указал, что Анадырской межрайонной прокуратурой по обращению Тебешевой Е.А. проведена проверка по факту нарушения жилищных прав граждан, проживающих в непригодных и подлежащих сносу (аварийных) многоквартирных домах в с. Снежное Анадырского муниципального района, по итогам которой выявлены факты неисполнения администрацией Анадырского муниципального района жилищного законодательства. Согласно акту обследования от 13.09.2016 № 42 многоквартирный <адрес>, в котором проживают Церковников В.В. и члены его семьи, не соответствует установленным требованиям, в квартирах присутствует домовой древесный грибок, чувствуется запах сырости и гнили; параметры микроклимата помещений не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Согласно заключению межведомственной комиссии от 13.09.2016 № 42 в процессе эксплуатации указанного многоквартирного дома <адрес>, с.Снежное, в связи с физическим износом конструктивных элементов здания, снизились его эксплуатационные характеристики, приведшие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, его прочности и устойчивости. Установлено наличие оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации Анадырского муниципального района от 22.12.2016 № 702-ра (с изменениями, внесенными распоряжением от 02.07.2020 № 235-ра), многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в с. Снежное Анадырского района, признан аварийным и подлежащим сносу. По договору социального найма жилого помещения от 04.08.2009 №64 жилое помещение площадью 41,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в с.Снежное Анадырского района, предоставлено Церковникову В.В. и членам его семьи Несмотря на признание дома аварийным более 6 лет назад, в указанном доме в <адрес> проживает Церковников В.В. и члены его семьи. По изложенным основаниям Анадырский межрайонный прокурор просил суд возложить на администрацию Анадырского муниципального района обязанность предоставить Церковникову Владимиру Владимировичу и проживающим с ним членам семьи Кравцовой Варваре Валентиновне, Кравцову Николаю Михайловичу, несовершеннолетнему Церковникову Тимофею Владимировичу по договору социального найма, вне очереди, другое благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта с. Снежное Анадырского муниципального района, отвечающего установленным требованиям, взамен занимаемого в данный момент, равнозначное по площади не менее 41,5 кв.м в границах населенного пункта с. Снежное, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Истцы Церковников В.В., Кравцов Н.М., Кравцова В.В., в том числе как законный представитель несовершеннолетнего Церковникова Т.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Геворгян Р.Э. просил исковые требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Седалищев В.С. исковые требования в части предоставления истцам по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения в с. Снежное признал, а также пояснил, что в настоящее время в с. Снежное осуществляется строительство двух многоквартирных домов для расселения граждан из аварийного жилья. Сдача одного из домов должна быть осуществлена в 1 полугодии 2024 года, сдача второго дома ожидается к 01.12.2024. В настоящее время в сельском поселении Снежное отсутствуют иные свободные помещения муниципального жилищного фонда. В связи с чем, представитель ответчика просил суд установить срок для предоставления жилья истцам до 31.12.2024.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый имеет право на уважение его жилища (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По смыслу указанных норм право на жилище включает в себя возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением, а также обеспечения жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой средой обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека. Жилищные права граждан охраняются законом. Действия, препятствующие осуществлению этих прав, запрещаются.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 N 20-П, Определение от 15.02.2005 N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности, с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно части 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством не относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3.1, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; осуществление муниципального жилищного контроля.
К компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (статья 14 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которые носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В силу пунктов 38, 47 указанного Положения признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Данная норма регулирует жилищные права лиц, проживающих в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащими сносу, на условиях социального найма.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Возможность же обеспечения лица во внеочередном порядке поставлена в зависимость от наличия угрозы для жизни и здоровья проживающих в аварийном жилом помещении.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании договора социального найма жилого помещения от 04.08.2009 №64, жилое помещение 5, площадью 41,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в с. Снежное Анадырского района, предоставлено Церковникову В.В. и членам его семьи Кравцовой В.В., Кравцову Н.М., несовершеннолетнему Церковникову Т.В.
Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности Анадырского муниципального района (л.д. 17-20).
05.12.2023 Церковников В.В. обратился в администрацию Анадырского муниципального района с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения взамен квартиры № 5, в жилом доме по ул.Советская, дом 4, в с. Снежное Анадырского района, признанного аварийным (л.д. 21).
Согласно акту обследования от 13.09.2016 № 42 межведомственной комиссии многоквартирный <адрес> с. Снежное, не соответствует установленным требованиям, в квартирах присутствует домовой древесный грибок, чувствуется запах сырости и гнили; параметры микроклимата помещений не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов (л.д. 12).
Из заключения межведомственной комиссии от 13.09.2016 № 42 следует, что в процессе эксплуатации многоквартирного <адрес>, с. Снежное в связи с физическим износом конструктивных элементов здания снизились его эксплуатационное характеристики, приведшие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, его прочности и устойчивости. Установлено наличие оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу (л.д 22).
Распоряжением администрации Анадырского муниципального района от 22.12.2016 № 702-ра (с изменениями, внесенными распоряжением от 02.07.2020 № 235-ра) многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в с. Снежное Анадырского района, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 13-16).
Таким образом, техническое состояние жилого <адрес> в с. Снежное Анадырского района не позволяет обеспечить его дальнейшую эксплуатацию; использование данного жилого дома небезопасно и представляет угрозу для находящихся в нем людей.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, суд исходит из того, что по договору социального найма от 04.08.2009 №64 Церковников В.В. является нанимателем жилого помещения, общей площадью 41,5 кв. м.
Таким образом, Церковникову В.В. и членам его семьи по договору социального найма ответчиком должно быть предоставлено другое жилое помещение по норме предоставления общей площадью не менее 41,5 кв. м, поскольку в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнительность судебного постановления.
Судом установлено, что 01.04.2021 администрацией Анадырского муниципального района заключены муниципальные контракты № 7 и № 8 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на территории сельского поселения Снежное Анадырского муниципального района, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
С учетом дополнительных соглашений к вышеуказанным муниципальным контрактам срок исполнения контракта № 7 согласован датой не позднее 01.12.2023, а срок исполнения контракта № 8 согласован датой не позднее 01.12.2024 (л.д. 37-90).
Как указал в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время по муниципальному контракту № 7 строительство многоквартирного дома окончено, вселение ожидается в апреле 2024.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает разумным и обоснованным, обеспечивающим возможность исполнения решения суда, установить срок три месяца с момента вступления решения в законную силу для предоставления истцам по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения в с. Снежное.
Данный срок суд признает способным обеспечить баланс прав и законных интересов сторон по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа в интересах Церковникова Владимира Владимировича №), Кравцовой Варвары Валентиновны (№), Кравцова Николая Михайловича (№), несовершеннолетнего Церковникова Тимофея Владимировича, к администрации Анадырского муниципального района (ИНН 8701004632) о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения применительно к условиям населенного пункта с. Снежное Анадырского муниципального района, отвечающего установленным требованиям, взамен занимаемого жилого <адрес>, расположенного по адресу: с. Снежное Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа <адрес> равнозначного по площади не менее 41,5 кв.м, в границах населенного пункта с.Снежное, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу – удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию Анадырского муниципального района обязанность предоставить Церковникову Владимиру Владимировичу и членам его семьи Кравцовой Варваре Валентиновне, Кравцову Николаю Михайловичу, несовершеннолетнему Церковникову Тимофею Владимировичу, зарегистрированным по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, <адрес>, по договору социального найма вне очереди другое благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта с. Снежное Анадырского муниципального района, отвечающее установленным требованиям, взамен занимаемого, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, с. Снежное, <адрес> равнозначное по площади не менее 41,5 квадратных метров, в границах населенного пункта с. Снежное Анадырского муниципального района в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья | Н.О. Бугаева |
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2024.
Судья | Н.О. Бугаева |