УИД 16MS0069-01-2021-003646-02
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3970/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 июля 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Корпуснова Евгения Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 13 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 24 ноября 2022 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 24 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Корпуснова Евгения Александровича,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка №13 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 24 января 2023 года, Корпуснов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год семь месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Корпуснов Е.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Корпуснова Е.А. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования.
Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что поводом для направления Корпуснова Е.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения послужил факт управления им транспортным средством «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с признаками опьянения (запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке), указанными в пункте 3 Правил.
В связи с наличием признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Корпуснову Е.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
По результатам проведенного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на основании положительного результата определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации <данные изъяты> мг/л, превышающей 0,16 мг/л - возможную суммарную погрешность измерений, у Корпуснова Е.А. было установлено состояние алкогольного опьянения, с названным результатом освидетельствуемый не согласился, о чем указал в соответствующем акте, удостоверив несогласие с результатами подписью и соответствующей записью.
При наличии законных оснований в соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Корпуснов Е.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако 19 декабря 2021 года в 00 часов 10 минут в помещении кабинета медицинского освидетельствования филиала ГАУЗ РНД МЗ РТ «Набережночелнинский наркологический диспансер» по адресу: <адрес>), в нарушение требований пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Корпуснов Е.А. не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что зафиксировано в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 19 декабря 2021 года №, подготовленного врачом психиатром – наркологом ФИО4 (свидетельство №э от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ выдано ГАУЗ «РНД МЗ РТ»).
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к названному лицу в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением видеозаписи.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 декабря 2021 года (л.д. 1); протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 19 декабря 2021 года (л.д. 2); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 19 декабря 2021 года и приложенным к нему бумажным носителем (л.д. 3, 6); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 19 декабря 2021 года (л.д. 4); протоколом о задержании транспортного средства от 19 декабря 2021 года (л.д. 5); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 19 декабря 2021 года № (л.д. 9); рапортом должностного лица (л.д. 11); рапортами должностных лиц (л.д. 12, 13); сведениями о привлечении к административной ответственности (л.д. 10); видеозаписью (л.д. 14) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, не выполнивший законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия его совершения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например, отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года №н, вступившим в силу, за исключением отдельных положений, с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 19 Порядка медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях: отказа свидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения); отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 данного Порядка; фальсификации выдоха; фальсификации пробы биологического объекта (мочи).
Из содержания акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 19 декабря 2021 года № следует, что при проведении медицинского освидетельствования Корпуснов Е.А. отказался от всех видов исследования и осмотра врачом.
В соответствии с пунктом 19 Порядка врачом вынесено заключение об отказе Корпуснова Е.А. от медицинского освидетельствования, в пункте 17 акта сделана запись «от медицинского освидетельствования отказался».
Указанное обстоятельство правильно было расценено должностным лицом и судебными инстанциями как отказ Корпуснова Е.А. в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Объективных данных, опровергающих сведения, зафиксированные в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством от 19 декабря 2021 года №, материалы дела не содержат.
Акт медицинского освидетельствования соответствует требованиям пункта 26 Порядка, заполнен и подписан врачом, проводившим медицинское освидетельствование, заверен печатью медицинской организации.
Оснований для признания акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения ненадлежащим доказательством не имеется.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством составлены должностным лицом ГИБДД при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий.
В протоколах и акте содержится вся необходимая информация о совершаемых действиях сотрудниками полиции, в том числе с указанием о применении видеозаписи.
Оснований сомневаться в достоверности изложенных в протоколах и акте сведений не имеется, как и не имеется оснований для признания вышеуказанных процессуальных документов ненадлежащими доказательствами.
Протокол об административном правонарушении содержит сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие вмененного деяния описано в протоколе об административном правонарушении в соответствии с диспозицией части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Протокол подписан должностным лицом его составившим.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИБДД в присутствии Корпуснова Е.А., права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации были разъяснены Корпуснову Е.А., что подтверждается видеозаписью.
Признаки опьянения у водителя Корпуснова Е.А. выявлены уполномоченным должностным лицом и зафиксированы в процессуальных документах. Право выявлять признаки опьянения предоставлено сотрудникам ГИБДД при осуществлении ими служебных обязанностей в рамках контроля за безопасностью дорожного движения, несогласие с такими действиями должностного лица полиции не ставит под сомнение их законность.
Требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, адресованное Корпуснову Е.А., как водителю транспортного средства, являлось законным и обоснованным; наличие законных оснований для направления Корпуснова Е.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения сомнений не вызывает.
На имеющейся в деле видеозаписи зафиксировано последовательное применение мер обеспечения производства по делу в отношении Корпуснова Е.А. противоречивых данных на видеозаписи не имеется, содержание видеозаписи согласуется с иными доказательствами по делу, видеозапись является надлежащим доказательством.
Доводы жалобы о том, что Корпуснов Е.А. от медицинского освидетельствования на состояние опьянения в медицинской организации не отказывался, просил медицинского работника отобрать биологический материал на исследование, несостоятельны, поскольку опровергается содержанием акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 19 декабря 2021 года №.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела. То обстоятельство, что в судебное заседание не вызваны и не допрошены в качестве свидетелей должностные лица ГИБДД, медицинский работник, проводивший медицинское освидетельствование Корпуснова Е.А. на состояние опьянения, в материалах дела отсутствует видеозапись из медицинской организации с фиксацией отказа Корпуснова Е.А. от медицинского освидетельствования, не свидетельствует о недоказанности вины Корпуснова Е.А. в совершении административного правонарушения.
При подготовке дела к рассмотрению мирового судьи судебного участка №13 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и иных приложенных к нему материалов должностному лицу его составившему для устранения недостатков, о чем мировым судьей вынесено определение от 24 декабря 2021 года, что согласуется с указанным выше положением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вопреки утверждениям заявителя, согласно материалам дела, до возвращения определением от 24 декабря 2021 года протокола об административном правонарушении и других материалов составившему его должностному лицу для устранения недостатков дело об административном правонарушении в отношении Корпуснова Е.А. к производству мирового судьи не принималось и по существу не рассматривалось.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в нем имеются исправления в части указания времени совершения административного правонарушения. Содержание видеозаписи (л.д. 14) позволяет сделать вывод о том, что данные изменения внесены в присутствии Корпуснова Е.А.
Оснований для признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством не имеется.
Довод жалобы о необоснованном рассмотрении дела мировым судьей в отсутствие Корпуснова Е.А., не может являться основанием для отмены вынесенного по делу судебного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Корпуснов Е.А. о судебном заседании, назначенном на 24 ноября 2022 года у мирового судьи, был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки (л.д. 25).
24 ноября 2023 года Корпусновым Е.А. было заявлено письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с нахождением на больничном.
Данное ходатайство рассмотрено мировым судьей с вынесением мотивированного определения об отказе в его удовлетворении ввиду не представления подтверждающих уважительность неявки заявителя документов (л.д. 32). Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не имеется. Представленные в районный суд при подаче жалобы на постановление мирового судьи сведения о листке нетрудоспособности в подтверждение ходатайства об отложении судебного заседания, заявленного мировому судье, не подтверждает факт невозможности Корпуснова Е.А. явиться в судебное заседание 24 ноября 2022 года.
При таких обстоятельствах мировой судья правомерно рассмотрел дело в отсутствие Корпуснова Е.А., такое рассмотрение дела не противоречит положению статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О времени и месте рассмотрения дела 24 января 2022 года Корпуснов Е.А. извещался надлежаще, телефонограммой на номер телефона, указанный заявителем в расписке (л.д. 21, 50). Ходатайств об отложении судебного заседания, заявленных Корпусновым Е.А. в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судье городского суда не поступило.
Право Корпуснова Е.А. на судебную защиту не нарушено.
Оснований ставить под сомнение установленные мировым судьей и судьей городского суда обстоятельства данного дела не усматривается.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Корпуснова Е.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Корпуснову Е.А. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 12.26 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░