УИД 56RS0004-01-2023-000098-51
Дело № 2–110/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 10 мая 2023 года
Временно исполняющий обязанности судьи Александровского районного суда Оренбургской области Выборнов Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиевой Р.К.,
представителя ответчика - главы администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области Мозалова П.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области об обязании администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее – администрация МО Добринский сельсовет). Проверкой установлено, что в нарушение пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" до настоящего времени администрацией МО Добринский сельсовет специальные площадки, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, для размещения мусорных контейнеров не установлены и не обустроены, что влечет за собой захламление территории, а также создает угрозу распространения эпидемиологических заболеваний среди населения.
Просит обязать администрацию муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: установить и обустроить контейнерные площадки, в количестве 20 штук в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21 в срок до 1 мая 2024 года.
Представитель истца – старший помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиева Р.К. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям районной администрации, вместе с тем за сельским советом закреплены вопросы местного значения, в том числе по раздельному накоплению и транспортированию ТКО, что также отражено в пункте 20 статьи 5 Устава МО. В настоящее время заключено соглашение с Министерством природных ресурсов об обустройстве площадок.
Представитель ответчика – администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, возражал против удовлетворения требований прокурора, указал, что соглашение с администрацией не подписано, имеется только постановление Правительства. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Денежные средства им могут выделить в июне-июле. Считает, что установка и обустройство контейнерных площадок относится к полномочиям районной администрации.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту – Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 1 статьи 22 данного Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На основании пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно требованиям пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Судом установлено, что администрацией муниципального образования Александровский район Оренбургской области сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданных на территории Александровского района Оренбургской области, в том числе на территории Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области в количестве 22 штуки.
Вместе с тем, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включенные в указанный реестр, не оборудованы и не обустроены.
Выявленные прокурором нарушения санитарно-эпидемиологических требований подтверждаются справкой о результатах проверки (осмотра) от 14 марта 2023 года и не оспаривались ответчиком, что подтверждается справкой главы администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области от 24 марта 2023 года №70, в которой указано, что площадок накопления ТКО на территории сельсовета не имеется (л.д.10).
До настоящего времени нарушения санитарных норм и правил ответчиком не устранены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что установка и обустройство контейнерных площадок относится к полномочиям районной администрации суд считает несостоятельным на основании следующего.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 9 части 1 указанной статьи органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов, а также иными полномочиями, в соответствии с уставом.
При этом, согласно части 3 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов, и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Согласно пункту 20 статьи 5 Устава МО Добринский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области от 29.04.2015 г. № 193 (с учетом изменений от 25.02.2016 года №26) к вопросам местного значения сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Устава МО Александровский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов МО от 27 апреля 2015 года №325 (с изм. от 29.06.2022 г.), к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.
Перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем доводы представителя ответчика являются необоснованными.
Вместе с тем, удовлетворяя требования иска, суд учитывает, что для устранения нарушений необходимы временные затраты, в связи с чем, считает возможным установить срок для устранения нарушений - до 1 сентября 2024 года
Руководствуясь требованиями статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2023 ░░░░.