Дело№16-2614/2023
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 28 июня 2023 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу Р. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 70 района Ховрино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 69 района Ховрино города Москвы от 28 июня 2022 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 14 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 70 района Ховрино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 69 района Ховрино города Москвы от 28 июня 2022 года, Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 3 суток.
Решением судьи Головинского районного суда города Москвы от 14 ноября 2022 года, постановление мирового судьи судебного участка № 70 района Ховрино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 69 района Ховрино города Москвы от 28 июня 2022 года оставлено без изменения.
Р. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты за необоснованностью и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
В силу пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Р. мировым судьей к административной ответственности на основании указанной выше нормы послужили изложенные в постановлении выводы о том, что он 25 июня 2022 года в 00 часов 49 минут, в <адрес>, в нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации управлял электросамокатом мощностью электродвигателя 500 Вт, будучи лишенным права управления транспортными средствами.
Вместе с тем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты нельзя признать законными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Следует отметить, что протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении по настоящему делу содержит в себе неточности и противоречит иным процессуальным документам.
Так, из протокола об административном правонарушении № 99 ББ 1294190 от 25 июня 2022 года (л.д. 1), следует, что 25 июня 2022 года в 00 часов 49 минут велосипедист совершил нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения.
В то же время, строчкой ниже в протоколе указано, что Р. в нарушение требований пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, управлял электросамокатом «<данные изъяты>» мощностью электродвигателя 500 Вт.
Кроме того, согласно протоколу об отстранения от управления транспортным средством № 99 ББ 1294243 от 25 июня 2022 года (л.д. 2), Р. был отстранен от управления транспортным средством – самокатом «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак «65».
Из протокола о задержании транспортного средства № 99 ББ 1294269 от 25 июня 2022 года (л.д. 3), следует, что самокат «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак «<данные изъяты>» был задержан для перемещения на специализированную стоянку.
Согласно акту приема-передачи транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку от 25 июня 2022 года (л.д. 4), принято для перемещения на специализированную стоянку транспортное средство «<данные изъяты>.
На фотографиях, которые содержаться в материалах дела об административном правонарушении на л.д. 9-10 изображен электросамокат марки «<данные изъяты>».
Мировой судья и судья районного суда рассматривая дело об административном правонарушении установили, что Р. управлял электросамокатом мощностью электродвигателя 500 Вт, без указания марки и модели электросамоката в своих судебных актах.
Таким образом, в ходе производства по делу вопрос о содержащихся неточностях в протокол об административных правонарушениях, в протоколе об отстранения от управления транспортным средством, в протоколе о задержании транспортного средства, в акте приема-передачи транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку и имеющихся в материалах дела фотографиях в части установления марки и модели электросамоката, судебными инстанциями не выяснялся. Не приняты меры к устранению иных вышеуказанных противоречий в материалах дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение закона при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
По настоящему делу такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Несоблюдение требований названного Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако оставлено судебными инстанциями без должного внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 70 района Ховрино города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 69 района Ховрино города Москвы от 28 июня 2022 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 14 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Р. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 70 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 69 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 30.17 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░