Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-3341/2023 от 19.05.2023

№ 16-3341/2023

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    г. Челябинск      28 июля 2023 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Вдовиченко И.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Тюменской области Чернышева А.Ю. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 13 января 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 22 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сотрудников УМВД России по Тюменской области,

установил:

<данные изъяты> <данные изъяты>. обратился в прокуратуру Тюменской области с заявлением о привлечении к ответственности сотрудников УМВД России по Тюменской области в связи с нарушением прав, допущенных при рассмотрении письменного обращения.

Определением заместителя прокурора Тюменской области от 14 октября 2021 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении сотрудников УМВД России по Тюменской области отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением прокурора Тюменской области от 07 ноября 2022 года определение заместителя прокурора Тюменской области об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 14 октября 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба <данные изъяты> <данные изъяты>. удовлетворена частично.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 13 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 22 марта 2023 года, решение прокурора Тюменской области от 07 ноября 2022 года по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, материалы дела по жалобе <данные изъяты> <данные изъяты>. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении направлены в прокуратуру Тюменской области на новое рассмотрение.

В протесте, поданном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Тюменской области Чернышев А.Ю. просит об отмене судебных актов, возвращении дела на новое рассмотрение в районный суд.

<данные изъяты> <данные изъяты>. представил возражения на протест, в уоторых просит доводы протеста отклонить.

    Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, 23 сентября 2021 года в прокуратуру Тюменской области поступило заявление <данные изъяты> <данные изъяты>. о нарушениях сотрудниками УМВД России по Тюменской области требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившихся в ненаправлении ему (<данные изъяты> <данные изъяты>.) ответа на обращение от 03 августа 2021 года в адрес Президента Российской Федерации.

Определением заместителя прокурора Тюменской области от 14 октября 2021 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основанием для отказа явился вывод должностного лица прокуратуры Тюменской области об отсутствии нарушений Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения <данные изъяты> <данные изъяты>. Кроме того, указано, что сотрудники органов внутренних дел субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются.

Решением прокурора Тюменской области от 09 декабря 2021 года указанное определение об отказе в возбуждение дела об административном правонарушении отменено. Производство по делу прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая жалобу на указанные акты, судья районного суда пришел к выводу, что при рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вышестоящим должностным лицом (в настоящем случае прокурором Тюменской области) допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с ненадлежащим извещением <данные изъяты> <данные изъяты>. о рассмотрении его жалобы, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем судьей районного суда вынесено решение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьей областного суда указанное решение судьи районного суда оставлено без изменения.

Вопреки доводам протеста оснований полагать о наличии существенных нарушений процессуальных требований, допущенных судьями, не усматривается.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу положений части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждаются прокурором.

Одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении в силу части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии вышеуказанных материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не только в районный суд, но и вышестоящему должностному лицу, при этом порядок рассмотрения такой жалобы урегулирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, помимо прочего, устанавливается явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

К числу участников производства по делу об административном правонарушении относится потерпевший.

Факт неизвещения <данные изъяты> <данные изъяты>. о рассмотрении прокурором области жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подтвержден материалами дела, по существу в протесте не оспаривается.

Доводы протеста об отсутствии у <данные изъяты> <данные изъяты>. статуса потерпевшего в связи с тем, что дело об административном правонарушении не возбуждалось, не свидетельствуют о соблюдении требований закона при рассмотрении жалобы прокурором и об ошибочности выводов нижестоящих судебных инстанций, усмотревших существенные нарушения на указанной стадии рассмотрения жалобы.

Из положений частей 1 и 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

В настоящем случае производство по делу об административном правонарушении по обращению <данные изъяты> <данные изъяты>. действительно не возбуждалось. В тоже время, данное лицо с учетом доводов его обращения указывает на допущенные именно в отношении него незаконными действиями нарушения его прав. Именно данное лицо при принятии процессуального решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обладает правами, предусмотренными статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрение жалоб должно осуществляться в соответствии с положениями главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо прочего, с соблюдением требований о надлежащем уведомлении участников производства по делу об административном правонарушении на каждой из стадий обжалования, в том числе на стадии рассмотрения вышестоящим должностным лицом - в настоящем случае прокурором области. Исключений из приведенного порядка рассмотрения жалобы, которые могли бы быть применены к рассматриваемому случаю, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает.

С учетом изложенного, решение судьи районного суда об отмене решения прокурора являлось законным и обоснованным, соответствующим положениям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При отсутствии обстоятельств, указывающих на допущенные судьями нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены решения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 13 января 2023 года, решения судьи Тюменского областного суда от 22 марта 2023 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░░░

16-3341/2023

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Прокуратура Тюменской области
Ответчики
БУТАКОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Челябинская область)
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее