УИД 56RS0004-01-2023-000469-05
№ 2-23/2023 (2-385/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Зарицком Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хадыевой Ирины Дмитриевны, Хадыева Марата Альфридовича к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о включении наследства в наследственную массу и признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Хадыева И.Д. и Хадыев М.А. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что по праву наследования истцом Хадыевой И.Д. получена в собственность квартира, находящаяся по адресу: <адрес>. По договору дарения Хадыева И.Д. подарила 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру Хадыеву М.А., право собственности зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный участок, на котором расположена квартира, при жизни наследодателя, не был зарегистрирован надлежащим образом, в виду чего ответчик может поставить вопрос о признании его муниципальной собственностью, чем будет нарушено право собственности истцов на земельный участок.
Истцы просили суд:
- включить в наследственную массу после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. за Хадыевой Ириной Дмитриевной, Хадыевым Маратом Альфридовичем.
Определением суда от 22 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Скурыдина И.В.
Истцы Хадыева И.Д., Хадыев М.А., представитель ответчика – администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, третье лицо Скурыдина И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по существу не просили. До начала судебного заседания истец Хадыев М.А. обратился в суд с заявлением о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, оценив собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Статьей 14 вышеуказанного закона установлено, что основаниями для государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как разъяснено в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Судом установлено, что земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем в похозяйственной книге №12, л/с 1122 с 1 января 1997 года по 1 января 2001 года администрацией Александровского сельсовета 1 июня 1998 года сделана запись на основании подворового обхода (л.д.12).
3 сентября 2013 года ФИО1 обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, предоставив выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 2 сентября 2013 года (л.д. 43-45).
Решением Росреестра № Ф56/13-159903 от 9 сентября 2013 года, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина ФИО1 права на земельный участок, внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д. 48).
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем 16 декабря 2016 года составлена запись о смерти № 115, копия свидетельства о смерти II-РА № 661562 (л.д. 20, 101).
Согласно ответу администрации Александровского сельсовета № 398 от 12 декабря 2023 года ФИО1 на день смерти проживала одна по адресу: <адрес> (л.д. 49-52).
После смерти ФИО1, нотариусом с. Александровка и Александровского района заведено наследственное дело №20536231-51/2017. 7 июня 2017 года нотариусу поступили заявления от внучки наследодателя – Хадыевой И.Д. (истец) о принятии наследства, и от дочери наследодателя – Скурыдиной И.В. об отказе от причитающейся ей доли на наследство, оставшегося после смерти ФИО1 в пользу Хадыевой И.Д. (л.д. 60-87).
16 июня 2017 года внучке наследодателя ФИО1 - ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство по закону, наследство на которое выдано свидетельство состоит из квартиры с кадастровым номером № (л.д. 19, 80).
17 октября 2017 года ФИО2 зарегистрировала право собственности на квартиру с кадастровым номером 56:04:0101004:355, расположенную по адресу: <адрес>, выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).
Таким образом, представленными доказательствами установлено, что Хадыева И.Д. после смерти бабушки - ФИО1 вступила в права наследования недвижимым имуществом, находящимся по адресу: <адрес> является единственным наследником к имуществу ФИО1
17 ноября 2017 года на основании договора дарения <адрес>5 Хадыева И.Д. подарила Хадыеву М.А. из принадлежащей ей квартиры – 1/2 долю в праве общей собственности на вышеуказанную квартиру, о чем 23 ноября 2017 года произведена государственная регистрация права в общей долевой собственности, номер регистрационного округа № 56 (л.д. 21-23).
Факт принадлежности истцам указанной квартиры в равных долях подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, из которых следует, что Хадыевой И.Д. и Хадыеву М.А. с 23 ноября 2017 года по настоящее время принадлежит право общей долевой собственности по 1/2 доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 35-41).
Согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости № КУВИ-001/2023-114799110 от 22 мая 2023 года и № КУВИ-001/2023-276834910 от 8 декабря 2023 года, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на него не зарегистрировано (л.д. 13-14, 33-34).
Из текста искового заявления следует, что земельный участок, расположенный под квартирой, при принятии наследства Хадыевой И.Д. в наследственную массу не вошел, поскольку наследодатель при жизни не зарегистрировала свои права на данный участок. Вместе с тем правообладателем земельного участка являлась наследодатель в силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следует судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации также закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, провозглашенный Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности (независимо от способа перехода) на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку истцу Хадыевой И.Д. по праву наследования, а истцу Хадыеву М.А. по договору дарения перешло право собственности на земельный участок, истцы являются долевыми собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, то в силу закона и земельный участок под квартирой и хозяйственными постройками, в границах кадастрового квартала № принадлежит им.
Указанный истцами в исковом заявлении объект недвижимости в реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области отсутствует (л.д. 88), процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества не проходил и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области (л.д. 56-57).
Случаев, дающих основание, полагать, что спорный земельный участок не может предоставляться в частную собственность, не имеется.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся доказательства, а также принимая во внимание выписки из ЕГРН об объектах недвижимости, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части признания права собственности на земельный участок за истцами подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что собственники квартиры в силу действующего законодательства имеют право оформить право собственности на земельный участок под ней, требования в части включения спорного земельного участка в наследственную массу удовлетворению не подлежат.
В силу положений статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение является основанием для внесения записи о государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хадыевой Ирины Дмитриевны, Хадыева Марата Альфридовича удовлетворить частично.
Признать за Хадыевой Ириной Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и Хадыевым Маратом Альфридовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью № кв.м., определив доли в праве общей долевой собственности, соразмерно долям в праве собственности на квартиру.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности за Хадыевой Ириной Дмитриевной и Хадыевым Маратом Альфридовичем на вышеуказанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение составлено 22 января 2024 года.