Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-375/2023 ~ М-147/2023 от 07.03.2023

Дело № 2-375/2023

УИД 21RS0001-01-2023-000201-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2023 года <адрес>

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики о возложении обязанности установить светофор на пересечении улиц <адрес> Республики, -

установил:

Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском, требования мотивировал тем, что межрайонной прокуратурой проведена контрольная проверка соблюдения Отделом архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством источников финансирования. «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст) (далее - ГОСТ) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров. Решением Собрания депутатов <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отделе архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики» утверждено Положение об отделе архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики. Согласно п.2 ч. 2.1 указанного положения на Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики (далее - Отдел архитектуры) возложены полномочия по организации дорожной деятельности к отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Отделом архитектуры ненадлежащим образом организована в сфере безопасности дорожного движения. Так, согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Алатырский», что за период с 2021-2022 г.г. в границе <адрес> на пересечении <адрес> Республики произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, при которых 5 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести, в том числе 2 ребенка. Причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий на пересечение <адрес> в <адрес> Республики является отсутствие дорожных знаков и светофора. По указанным основания межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> внесено представление с требованием установить светофорные объекты на обозначенном перекрестке, однако по результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были. Отсутствие светофоров на пересечении <адрес> Республики нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения

Просит обязать отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на пересечении <адрес> Республики светофорные объекты в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст).

В судебном заседании представитель истца помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Турхин М.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении.

Представители третьих лиц администрации <адрес> Республики, ОГИБДД МО МВД России «Алатырский», о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

- автомобильные дороги федерального значения;

- автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

- автомобильные дороги местного значения;

- частные автомобильные дороги.

Согласно ч. 5 указанной статьи автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются дороги:

- соединяющие столицу РФ - <адрес> со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов РФ;

- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ.

Кроме того, на основании ч. 6 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть дороги:

- соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющие соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей Российской Федерации - <адрес>, и ближайшие морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции.

На основании ч. 7 приведенной статьи Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.

В пунктах 5 и 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ указано, что к дорожной деятельности отнесены: деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Светофорные объекты относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения в них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как определено статьями 2, 6, 13 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Ее на дорогах местного значения должен обеспечивать орган местного самоуправления поселения, путем осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

При этом в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Из анализа вышеназванных норм действующего законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложены обязанности в области дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

«ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1425-ст) (далее - ГОСТ) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров.

Решением Собрания депутатов <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отделе архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики» утверждено Положение об отделе архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики.

Согласно л.2 ч. 2.1 обозначенного положения на Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики (далее - Отдел архитектуры) возложены полномочия по организации дорожной деятельности к отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Отделом архитектуры ненадлежащим образом организована в сфере безопасности дорожного движения.

Так, согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Алатырский», что за период с 2021-2022 г.г. в границе <адрес> на пересечении <адрес> Республики произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, при которых 5 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести, в том числе 2 ребенка.

Причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий на пересечение <адрес> в <адрес> Республики является отсутствие дорожных знаков и светофора.

По указанным основания межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> внесено представление с требованием установить светофорные объекты на обозначенном перекрестке, однако по результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были.

Отсутствие светофоров на пересечении <адрес> Республики нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ заказчик Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики и подрядчик ООО «Авангард» заключили договор на выполнение работ по установке светофорного объекта на перекрестке <адрес> выполнения работ обозначены договором по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон, которое имеет значение для большого круга лиц.

На основании изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики о возложении обязанности установить светофор на пересечении улиц <адрес> Республики удовлетворить.

Возложить на Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность установить на пересечении <адрес> Республики светофорные объекты в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-375/2023 ~ М-147/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики
Другие
ОГИБДД МО МВД России "Алатырский"
Администрация г. Алатырь Чувашской Республики
Суд
Алатырский районный суд Чувашской Республики
Судья
Филатова
Дело на странице суда
alatirsky--chv.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2023Судебное заседание
07.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Дело оформлено
09.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее