№ 16-689/20
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 16 марта 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу председателя гаражно-лодочного кооператива «Садко» (ГЛК «Садко») ФИО2 на постановление и.о. начальника Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания от 16 июля 2019 года, решение судьи Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 2 сентября 2019 года и решение судьи Приморского краевого суда от 16 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ГЛК «Садко»,
у с т а н о в и л а:
постановлением и.о. начальника Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания Януша С.М. от 16 июля 2019 года №01\103, оставленным без изменения решением судьи
Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 2 сентября 2019 года и решением судьи Приморского краевого суда от 16 октября 2019 года, ГЛК «Садко» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Председатель гаражно-лодочного кооператива «Садко» ФИО2 подал жалобу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит отменить постановление должностного лица, решения судей и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 указанного Кодекса).
Из части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно общим требованиям в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, закрепленным в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Изложение названной нормы в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 453-ФЗ обязывает ведение хозяйственной и иной деятельности с проведением мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для привлечения ГЛК «Садко» к административной ответственности послужило выявление 6 мая 2019 года в период с 10 до 11 часов деятельности в границах водоохранной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности. На земельном участке с кадастровым номером 25:28:0300118:12792, расположенном по улице Космонавтов, 14 в городе Владивостоке Приморского края, проводятся работы по отсыпке территории, на площадке находятся в мешках и рассыпаны строительные отходы и бытовой мусор.
Факт совершения ГЛК «Садко» административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: осмотром территории 5 мая 2019 года, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки ссылке в жалобе на привлечение к административной ответственности за пределами двухмесячного срока давности, согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности по делам об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Как верно указано в решении судьи, несоблюдение природоохранного законодательства в области охраны водных объектов представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, интересам граждан, общества и государства, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Довод жалобы о том, что на земельном участке гаражно-лодочного кооператива никакой деятельности не ведется, мусор выгружен с автомобиля несанкционированно, ничем не подтвержден и не может служить основанием к освобождению от ответственности.
Арендатор земельного участка не принял всех зависящих от него мер по недопущению выявленных нарушений и к устранению нахождения мусора в водоохранной зоне.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой статьи 42 этого же кодекса).
Частью 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Порядок привлечения ГЛК «Садко» к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено ГЛК «Садко» в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц. При этом оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса не имеется.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление и.о. начальника Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания от 16 июля 2019 года, решение судьи Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 2 сентября 2019 года и решение судьи Приморского краевого суда от 16 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ГЛК «Садко», оставить без изменения, жалобу председателя гаражно-лодочного кооператива «Садко» ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции С.Е.Светлова