УИД 21MS0044-01-2023-001325-49
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6847/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Даниловой Елены Юрьевны, действующей на основании доверенности в интересах Сологуба Дениса Валентиновича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №2 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2023 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» Сологуба Дениса Валентиновича,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка №2 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 сентября 2023 года, генеральный директор ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» (далее также общество) Сологуб Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты, прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Пунктами 1-3 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее также Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ) предусмотрено, что государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его бухгалтерской (финансовой) отчетности и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Сологуб Д.В., являясь генеральным директором ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» (<адрес>), в нарушение пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, не представил по телекоммуникационным каналам связи в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике – Чувашии бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2022 год в срок не позднее 31 марта 2023 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» закреплено, что руководство текущей деятельностью общества отнесено к компетенции исполнительного органа общества (директора, генерального директора).
Согласно должностной инструкции генерального директора ООО «Отраслевая инфраструктурная компания», генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью общества, в его обязанности входит, в том числе руководство финансовой, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, обеспечение выполнения обществом обязательств перед государственными органами, обеспечение соблюдения законности в деятельности общества.
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений трудового и гражданского законодательства, а также статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, генеральный директор ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» Сологуб Д.В., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие в ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» главного бухгалтера, к обязанностям которого отнесены организация работы по бухгалтерскому учету, контроль за соблюдением порядка оформления учетных документов, в данном случае не свидетельствует о наличии оснований для освобождения от административной ответственности руководителя организации.
Правильность выводов судебных инстанций о виновности генерального директора ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» Сологуба Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Доводы о неверной квалификации деяния должностного лица общества были проверены судьей районного суда и обоснованно отклонены по изложенным в судебном решении мотивам.
Действия Сологуба Д.В. верно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары от 7 сентября 2023 года ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» освобождено от административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу об административном правонарушении обществу вменялось совершение аналогичного деяния, не может служить основанием для признания обжалуемых судебных актов незаконными.
Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен принцип преюдиции, установленные данными судебными актами обстоятельства не могут рассматриваться как не требующие доказывания при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении с учетом его конкретных фактических обстоятельств. Кроме того, законность и обоснованность решения судьи Калининского районного суда г. Чебоксары от 7 сентября 2023 года не может быть проверена при рассмотрении настоящего дела.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении 24 мая 2023 года Сологуб Д.В. извещался надлежащим образом, соответствующее уведомление было направлено 27 апреля 2023 года заказным письмом (почтовый идентификатор №) по месту жительства Сологуба Д.В.: <адрес>, которое после неудачной попытки вручения адресату 2 мая 2023 года, возвращено отправителю 11 мая 2023 года по истечению срока хранения, что подтверждается уведомлением, списком внутренних почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № (л.д. 8-11).
Вопреки доводам жалобы, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 8) адресовано конкретному лицу Сологубу Д.В., из уведомления усматривается, что протокол об административном правонарушении будет составлен в отношении Сологуба Д.В., указана статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой будет составляться протокол, разъяснены процессуальные права и последствия неявки на составление протокола.
24 мая 2023 года протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Сологуба Д.В. с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола, копия процессуального документа направлена Сологубу Д.В. по месту жительства (л.д. 6).
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Оснований для признания совершенного Сологубом Д.В. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка №2 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 июня 2023 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Отраслевая инфраструктурная компания» Сологуба Дениса Валентиновича, оставить без изменения, а жалобу защитника Даниловой Елены Юрьевны, действующей в интересах Сологуба Дениса Валентиновича – без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук