дело номер 2-380/2023
УИД 22RS0001-01-2023-000401-54
решение в окончательной форме
изготовлено 01 июня 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2023 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Луханиной О.В., при секретаре Феденко О.Б., с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Глушакова Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казаковой Екатерины Евгеньевны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 к Казакову Сайпиддину Шамшиевичу, Департаменту военно - экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации, Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности», Войсковой части 75231, Войсковой части 44424, Военному комиссару Военного комиссариата Алтайского края Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края», Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» Министерству финансов Алтайского края, Министерству социальной защиты Алтайского края о лишении права на денежные выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Казакова Е.Е., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 обратилась в Алейский городской суд с исковым заявлением указывая на то, что истец является супругой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается Свидетельством о заключении брака №, выданным Отделом ЗАГС администрации г. Алейска Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака №.
ФИО3, является дочерью ФИО1, что подтверждается Свидетельством о рождении №, выданным отделом ЗАГС администрации г. Алейска Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении №.
Родителями ФИО1 являются Казаков С.Ш., (узбек) и ФИО7, (русская), что подтверждается Свидетельством о рождении №, выданным Узбекской ССР, <адрес>, Кизилроват кишлац Совет, ДД.ММ.ГГГГ, составлена запись №.
ФИО7, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти №, выданным ОЗАГС г. Алейска Алтайского края, о чем составлена запись акта о смерти за номером №
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, место смерти - Российская Федерация, Луганская народная Республика, что подтверждается Свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Алейским отделом ЗАГС управления юстиции Алтайского края, о чем составлена запись акта о смерти за номером №
ДД.ММ.ГГГГ за номером № Военным комиссариатом Алтайского края выдано извещение, о том, что прапорщик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заместитель командира группы специального назначения Войсковой части 75231 погиб ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти: «Травматический гемоторакс, травма неуточненного органа грудной полости. Военные операции, вызвавшие повреждения другими видами взрывов или осколками». Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Выпиской из приказа командира Войсковой части 44424 прапорщик Войсковой части 75231 ФИО1 исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения в связи смертью.
Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением военной службы.
В связи с гибелью военнослужащего родственники погибшего имеют право на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года номер 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; на выплату единовременного поощрения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года номер 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года номер 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей»; на выплату, предусмотренную распоряжением Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года номер 97-р «Об оказании материальной помощи семьям военнослужащих, погибших в результате специальной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины»; на отдельную выплату, предусмотренную Приказом Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года номер 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам семей отдельных выплат»; на иные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством РФ, Указами Президента РФ и приказами Министра обороны РФ, законодательством Алтайского края.
Выплаты членам семей военнослужащих осуществляются в равных долях, таким образом, в соответствии с действующим законодательством причитающиеся в связи с гибелью ФИО1 суммы подлежат выплате в пользу: супруги Казаковой Е.Е., дочери ФИО3 и отца Казакова С.Ш. в равных долях. Других лиц, которым положены данные выплаты, не имеется.
Истец полагает, что Казаков С.Ш. должен быть лишен выплат, причитающихся в связи с гибелью его сына ФИО1, поскольку с момента его рождения он вообще не принимал участия в жизни сына, с ним не общался, материальной и иной помощи не оказывал, уклонялся от уплаты алиментов.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации г. Алейска № дедушка ФИО1 по материнской линии ФИО8 (ныне умерший) был назначен попечителем ФИО1 Из этого же Постановления следует, что мать ФИО1 умерла, отец с семьей не проживает.
Несмотря на то, что с ответчика никогда не взыскивались алименты, он сразу же после рождения ФИО1 не занимался его содержанием и воспитанием, проживал в другом государстве, в котором у него другая семья.
При таких обстоятельствах, не смотря на то что Казаков С.Ш. не был лишен родительских прав в отношении сына, полагает, что его уклонение от исполнения родительских обязанностей при жизни сына препятствует получению каких-либо выплат, связанных с его смертью.
На основании вышеизложенного просит лишить Казакова С.Ш., гражданина Узбекистана права на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года номер 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; на выплату единовременного поощрения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года номер 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года номер 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей»; на выплату, предусмотренную распоряжением Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года номер 97-р «Об оказании материальной помощи семьям военнослужащих, погибших в результате специальной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины»; на отдельную выплату, предусмотренную Приказом Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года номер 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам семей отдельных выплат»; на иные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством РФ, Указами Президента РФ и приказами Министра обороны РФ, законодательством Алтайского края предназначенных Казакову С.Ш. в связи с гибелью его сына ФИО1 наступившей в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы.
В судебном заседании истец Казакова Е.Е., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, несовершеннолетняя ФИО3, представитель Гиренков А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам изложенным в иске.
Ответчик Казаков С.Ш. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался по последнему известному месту жительства.
Представитель ответчика АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просят провести судебное заседание в отсутствие их представителя. Кроме того, в отзыве на исковое заявление дополнительно указали, что по факту гибели военнослужащего ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ в АО «СОГАЗ» заявлений о выплате страховой суммы и единовременного пособия не поступало. Выплата страховой суммы и единовременного пособия возможна только после поступления в адрес АО «СОГАЗ» документов согласно Постановления правительства номер 855.
Военный комиссар Военного комиссариата Алтайского края ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в представленной информации указали, что в связи с принятием Постановления Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 года номер 43 «О предоставлении материальной помощи отдельным гражданам, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей» распоряжение Правительства Алтайского края от 04 апреля 2022 года номер 97-р признано утратившим силу. Пунктом 1.4 Постановления номер 43 предусмотрено предоставление материальной помощи членам семей погибших (умерших) в ходе проведения специальной военной операции военнослужащих, сотрудников, граждан, принимавших участие в боевых действиях, волонтеров либо в случае наступления их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (прекращения волонтерской деятельности) вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (осуществлении волонтерской деятельности) в размере 1 000 000 рублей. Членами семьи считаются: супруга (супруг) состоявшая (состоявший) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день его гибели (смерти); родители погибшего (умершего); дети погибшего (умершего), не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; лица, находящиеся на иждивении погибшего (умершего); лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими погибшего (умершего) в течении не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия. Материальная помощь предоставляется членам семьи однократно в равных долях на основании заявления и документов, предусмотренных п. 3 приложения 1 к Постановлению номер 43. Согласно п. 4 Постановления номер 43 материальная помощь членам семьи погибшего предоставляется при наличии сведений о месте жительства (пребывания) членов семьи на территории Российской Федерации на дату обращения или решения суда, подтверждающие факт их проживания на территории Российской Федерации. Заявление Казаковой Е.Е., действующей в интересах себя и несовершеннолетней дочери ФИО3, об оказании материальной помощи в связи с гибелью (смертью) военнослужащего ФИО1 поступило в Минсоцзащиту Алтайского края 07 апреля 2023 года. По представленным документам отец погибшего Казакова С.Ш. не является гражданином Российской Федерации, на территории Российской Федерации не проживает, в связи с чем, не имеет право на получение предоставленной Постановлением номер 43 материальной помощи. Учитывая изложенное, денежные средства в размере 1 000 000 рублей перечислены Минсоцзащитой Алтайского края на расчетный счет Казаковой Е.Е. 03 мая 2023 года. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика ФКУ «Отдела финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в заявлении просят в связи с территориальной отдаленностью рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
Представители ответчиков Департамента военно-экономического анализа МО РФ, Войсковой части 75231, Войсковой части 44424, Министерства финансов Алтайского края, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки суд не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие неявившихся участников по делу.
Представитель третьего лица Комитета по образованию и делам молодежи Администрации г. Алейска Торопчина М.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Глушков Г.В. пояснил, что с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, исковые требования истицы действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери подлежат удовлетворению.
Учитывая мнение истца Казаковой Е.Е., несовершеннолетней ФИО3, представителя Гиренкова А.Н., представителя третьего лица Комитета по образованию и делам молодежи Администрации г. Алейска Торопчиной М.Н., помощника Алейского межрайонного прокурора Глушакова Г.В., суд в соответствии со ст. 167 ГПК, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон
Выслушав истца Казакову Е.Е., ФИО3, представителя Гиренкова А.Н., представителя третьего лица Комитета по образованию и делам молодежи Администрации г. Алейска Торопчину М.Н., свидетеля ФИО11, изучив материалы гражданского дела, материалы личного дела военнослужащего ФИО1, заслушав заключение помощника Алейского межрайонного прокурора Глушкова Г.В, суд принимает решение об удовлетворении иска, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о рождении №, выданным <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, составлена запись №. Родителями ФИО1 являются Казаков С.Ш., (узбек) и ФИО7, (русская),
ФИО7, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти №, выданным ОЗАГС г. Алейска Алтайского края, о чем составлена запись акта о смерти за номером №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил брак с ФИО12, что подтверждается Свидетельством о заключении брака №, выданным Отделом ЗАГС Администрации г. Алейска Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака жене присвоена фамилия Казакова.
От данного брака имеется дочь ФИО3, что подтверждается Свидетельством о рождении №, выданным отделом ЗАГС Администрации г. Алейска Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении №.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, местом смерти является <адрес>, что подтверждается Свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Алейским отделом ЗАГС управления юстиции Алтайского края, о чем составлена запись акта о смерти за номером №.
ДД.ММ.ГГГГ за номером № Военным комиссариатом Алтайского края выдано извещение, о том, что прапорщик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заместитель командира группы специального назначения Войсковой части 75231 погиб ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти: «Травматический гемоторакс, травма неуточненного органа грудной полости. Военные операции, вызвавшие повреждения другими видами взрывов или осколками». Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно выписки из приказа командира Войсковой части 44424 (по строевой части) № от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик ФИО1, погибший ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. На военную службы призван Алейским военным комиссариатом Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в вооруженных Силах Российской Федерации составила в календарном исчислении 13 лет 8 месяцев 24 дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ), в льготном исчислении - 14 лет 8 месяцев 9 дней. Похоронен ДД.ММ.ГГГГ на новом кладбище г. Алейска.
Согласно п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 1 ст. 969 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года номер 52-ФЗ « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона номер 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона номер 52-ФЗ).
В ст. 4 Федерального закона номер 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В ст. 5 Федерального закона номер 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 рублей.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона номер 52-ФЗ).
Федеральным законом от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона номер 306-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона номер 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Кроме того, Указом Президента РФ от 05 марта 2022 года номер 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года номер 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года номер 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года номер 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт «а» Указа Президента РФ от 05 марта 2022 года номер 98).
Выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица. В случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами (п. 3.1 п. 3 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года номер 765).
В случае гибели (смерти) военнослужащего причитающиеся и не полученные им ко дню гибели (смерти) оклад денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (пункт 125 Приказа Министра обороны РФ от 06 декабря 2019 года номер 727).
Пунктом 1.4 Постановления номер 43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей» предусмотрено предоставление материальной помощи членам семей погибших (умерших) в ходе проведения специальной военной операции военнослужащих, сотрудников, граждан, принимавших участие в боевых действиях, волонтеров либо в случае наступления их смерти до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (прекращения волонтерской деятельности) вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (осуществлении волонтерской деятельности) в размере 1 000 000 рублей.
Членами семьи считаются: супруга (супруг) состоявшая (состоявший) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день его гибели (смерти); родители погибшего (умершего); дети погибшего (умершего), не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; лица, находящиеся на иждивении погибшего (умершего); лица, признанные фактически воспитывавшим и содержавшими погибшего (умершего) в течении не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия.
Материальная помощь предоставляется членам семьи однократно в равных долях на основании заявления и документов, предусмотренных п. 3 приложения 1 к Постановлению номер 43.
Согласно п. 4 Постановления номер 43 материальная помощь членам семьи погибшего предоставляется при наличии сведений о месте жительства (пребывания) членов семьи на территории РФ на дату обращения или решения суда, подтверждающие факт их проживания на территории РФ.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (часть 3 статьи 2, статья 4 и часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года номер 52-ФЗ).
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Такое правовое регулирование, гарантирующее членам семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года номер 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года номер 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителя погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
При этом законодатель исходит из права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.
Следовательно, избранный истцом способ защиты нарушенного права - лишение одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, признается законным. Сам по себе факт не лишения отца ребенка родительских прав не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.
Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.
Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года номер 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 СК РФ) (абз. 1 и 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года номер 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей, по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
С учетом характера спорных правоотношений, заявленный исковых требований в данном случае юридически значимыми для правильного разрешения спора являлись следующие обстоятельства: принимал ли ответчик Казаков С.Ш. какое-либо участие в воспитании сына, оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, предпринимал ли какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между отцом и сыном фактические семейные и родственные связи.
При этом необходимо учитывать, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями истец Казакова Е.Е., ссылается на то, что Казаков С.Ш. с момента рождения ФИО1 не участвовал и не интересовался его жизнью, не занимался его воспитанием, материальной и иной помощи не оказывал, не использовал свое право на общение с сыном, не предпринимал никаких мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития. После смерти матери ФИО7 воспитанием ФИО1 занимался ФИО8 (дядя), ныне умерший.
Обстоятельства уклонения Казакова С.Ш. от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего сына ФИО1 нашли свое подтверждение в пояснениях свидетеля ФИО11, которая пояснила, что умерший ФИО1 приходится ей племянником, то есть сыном ее родной сестры. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 приехала в г. Алейск вместе с детьми - ФИО1, ФИО14 и ФИО13 Отец детей в гости не приезжал, материально не помогал, подарков не делал. ФИО7 подала на алименты, но никогда их не получала, так как в 1991 году в связи с распадом СССР отсутствовал правовой механизм предъявления исполнительных документов. Друзья семьи служили совместно с ответчиком, говорили ему о проблемах семьи, однако он никак не реагировал и не звонил.
Согласно материалов личного дела ФИО1 ближайшими родственниками являются: жена Казакова Е.Е., дочь ФИО3, мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сестра ФИО13, брат ФИО14, сведений об отце не имеется.
Таким образом, судом установлено, что Казаков С.Ш. участия в воспитании сына ФИО1 не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку сыну не оказывал, материально ФИО1 не содержал, алиментов на содержание сына не платил, какие-либо меры для создания сыну ФИО1 условий жизни, для его развития, не принимал, фактических семейных и родственных связей между ответчиком ФИО4 и его сыном ФИО1 не имеется.
Отсутствие сведений о привлечении ФИО15 к ответственности по ч. 1 ст.5.35 КоАП РФ и ч.1 ст.157 УК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая установленные судом обстоятельства и вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Казаковой Е.Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3 о лишении Казакова С.Ш. права: на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на выплату предусмотренную Федеральным законом от 28 марта 1998 года номер 52 - ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; на выплату единовременного поощрения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года номер 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу; на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года номер 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»; на выплату, предусмотренную Постановлением Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 года номер 43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей»; на отдельную выплату, предусмотренную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года номер 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»; на иные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации, законодательством Алтайского края, в связи с гибелью его сына ФИО1, в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казаковой Екатерины Евгеньевны (паспорт гражданина Российской Федерации №), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 (свидетельство о рождении №) удовлетворить.
Лишить Казакова Сайпиддина Шамшиевича права:
- на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года номер 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
- на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года номер 52 - ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;
- на выплату единовременного поощрения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года номер 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу;
- на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года номер 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»;
- на выплату, предусмотренную Постановлением Правительства Алтайского края от 16 февраля 2023 года номер 43 «О предоставлении материальной помощи отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, и членам их семей»;
- на отдельную выплату, предусмотренную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года номер 727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»;
- на иные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации, законодательством Алтайского края, предназначенных Казакову Сайпиддину Шамшиевичу в связи с гибелью его сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, место смерти - Российская Федерация, <адрес>, в период прохождения военной службы и связанной с исполнением обязанностей военной службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья Луханина О.В.