№
УИД- 05RS0№-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023г. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., при секретаре судебных заседаний ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД ФИО3 к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) об устранении на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции (далее – АГЗС) нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
<адрес> РД ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1 об устранении на опасном производственном объекте АГЗС нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологической и промышленной и пожарной безопасности, обосновывая свои требования следующими доводами.
<адрес> РД во исполнение поручение прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства пожарной и промышленной безопасности АГЗС, функционирующими на территории <адрес> РД.
Проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес> «СА», <адрес>, индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН 050203890008, ОГРНИП № от ДД.ММ.ГГГГ) осуществляется эксплуатация АГЗС под названием «НП».
Указанная АГЗС является многофункциональной, где осуществляется реализация сжиженного углеводородного газа - пропан и жидкого газомоторного топлива.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Кавказского управления Ростехнадзора, ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта (АГЗС) ИП ФИО1 допущены многочисленные и грубые нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон).
В соответствии со ст. 37 Закона руководители организаций в области пожарной безопасности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц служб пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Закона к нормативным документам относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования о пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон №123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вместе с тем, в нарушении требований ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пп. 6.21, 6.28, 8.40, 8.49, 8.50, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» на АЗГС «НП»:
- не оснащена наружным противопожарным водопроводом;
- заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ, не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
Более того, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № к данному Закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закон о промышленной безопасности под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
При этом, из положений ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности следует, что соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности обязана организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Между тем, в нарушение п. 1 ст.9, 10, 14.1, 15 №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» п.п.24, 76, 92, 93, 94, 169, 228, 229 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» и ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» АГЗС «НП»:
- не обеспечен аварийным останов технологического оборудования автозаправочной станции;
- не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
- отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям, средства измерений эксплуатируются с истекшим сроком проверки, на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению, не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале, не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 названного Федерального закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и др.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В ходе проверки установлено, что в АГЗС «Аметерк» не в полной мере выполняются требования вышеуказанного законодательства.
Так, в нарушении СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» решение по установлению санитарно-защитной зоны для АГЗС отсутствует. Данная АГЗС согласно требованиям относится к 5 классу объектов. Санитарнозащитная зона составляет 50 м. Не разработан проект санитарно-защитной зоны. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарнозащитной зоны.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем при этом допускаются нарушения конституционных прав граждан, право на жизнь, охрану здоровья, предусмотренные ст. ст. 20, 41 Конституции РФ.
Изложенное свидетельствует о грубом нарушении ИП ФИО1, требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и установленных стандартов, норм и правил ППБ 01-03, ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Вышеуказанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на АЗС, необходимо привести в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что круг лиц посещающих АЗС постоянно меняется, поэтому определить конкретных лиц, не представляется возможным. Настоящее заявление инициируется в интересах неопределенного круга лиц.
При этом следует отметить, что в силу основных положений Конституции РФ и требований действующего законодательства России защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Особая роль в их юридической защите отводится не только органам прокуратуры, но и суду, призванным осуществлять защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать прав и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. В качестве одного из способов защиты статья 12 гражданского кодекса РФ предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающую угрозу его нарушения.
На основании изложенного, просит суд обязать ИП ФИО1 в срок до 31.12.2023г. устранить на опасном производственном объекте АГЗС под названием «НП», расположенной по адресу: <адрес>, № «СА», <адрес>, РД, выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- оснастить АГЗС наружным противопожарным водопроводом;
- оборудовать сигнализаторами до взрывоопасных концентраций заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, обустроить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- нанести на покрытие дорог отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
- обеспечить аварийным останов технологического оборудования автозаправочной станции;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально спасательными формированиями;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- установить сливо-наливные рукава, отвечавшие установленным требованиям;
- исключить эксплуатацию средств измерений с истекшим сроком проверки;
- проводить текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале, проводить контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств;
- получить решение по установлению санитарно-защитной зоны для АГЗС и разработать проект санитарно-защитной зоны;
- обеспечить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения, им направлено в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела без его участия.
Ответчиком ИП ФИО1 также предоставлено в суд письменное заявление о признании в полном объеме исковых требований прокурора <адрес> РД ФИО3 к нему, последствия признания иска, предусмотренные ст. 35, 39 и 173 ГПК РФ, ему ясны.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, причем суд не принимает признание иска ответчиком в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Как установлено ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Письменное заявление о признании иска подписано лично ответчиком ИП ФИО1, оно не противоречит ГПК РФ или иным федеральным законам и не нарушает прав других лиц. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему ясны.
При таких обстоятельствах суд, учитывая, что данное волеизъявление ответчика не противоречат закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, принимает признание иска ответчиком, в связи с чем считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 103, 173, 194-198 и 199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск прокурора <адрес> РД ФИО3 к ИП ФИО1 об устранении на опасном производственном объекте АГЗС нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 в срок до 31.12.2023г. устранить на опасном производственном объекте АГЗС под названием «НП», расположенной по адресу: <адрес>, №-са, <адрес> РД, выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- оснастить АГЗС наружным противопожарным водопроводом;
- оборудовать сигнализаторами до взрывоопасных концентраций заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, обустроить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- нанести на покрытие дорог отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
- обеспечить аварийным останов технологического оборудования автозаправочной станции;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально спасательными формированиями;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- установить сливо-наливные рукава, отвечавшие установленным требованиям;
- исключить эксплуатацию средств измерений с истекшим сроком проверки;
- проводить текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале, проводить контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств;
- получить решение по установлению санитарно-защитной зоны для АГЗС и разработать проект санитарно-защитной зоны;
- обеспечить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
Взыскать с ИП ФИО1 в пользу бюджета МО «<адрес>» РД государственную пошлину в размере 300 (триста) руб
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Акушинский районный суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Абдуллаев М.Н.