Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2322/2023 ~ М-1529/2023 от 17.05.2023

дело № 2-2322/2023

УИД 24RS0002-01-2023-001974-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2023 года                                        г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной И.А.,

при помощнике судьи Шлушните С.Г.,

с участием представителя истца – помощника Ачинского городского прокурора Алексеевой О.В., представителей ответчиков – Доренской А.А., Барышникова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад », Управлению образования администрации города Ачинска о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №55», Управлению образования администрации г.Ачинска о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, обеспечить финансирование расходов на безопасные условия обучения.

Требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад № 55». В ходе проверки было установлено, что согласно комиссионному акту обследования антитеррористической защищенности объекта на работоспособность охранной и пожарно-тревожной сигнализации, наличие связи с подразделениями экстренных служб, тренировки в образовательных организациях о порядке действий в случае вооруженного и иного нападения на образовательное учреждение от 13.10.2022, полномочия учредителя в отношении которого осуществляется управлением образования администрации г. Ачинска, в названном учреждении отсутствует система голосового оповещения. 31.10.2022 в адрес Управления образования администрации г.Ачинска внесено представление об устранении указанных нарушений. Ответом от 06.12.2022 выявленные нарушения признаны обоснованными. Вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с отсутствием финансирования. В связи с чем, прокурор просит, с учетом уточнения, обязать МБДОУ «Детский сад № 55» в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 путем оборудования здания по адресу г. Ачинск, ул.Кирова, стр.10б системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Кроме того, прокурор просит обязать Управление образования администрации г. Ачинска в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать обеспечение безопасных условий обучения в МБДОУ «Детский сад № 55» в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 (л.д. 3-7, 50-54).

В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского городского прокурора Алексеева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МБДОУ «Детский сад № 55» Доренская А.А., действующая на основании приказа №76-лс от 29 августа 2023 года (л.д.86), против удовлетворения иска не возражала в части установления срока исполнения решения суда, подтвердив, что выявленные проверкой нарушения требований к антитеррористической защищенности образовательного учреждения до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика - Управления образования администрации г. Ачинска Барышников К.В., действующий на основании доверенности от 01.06.2023 №3/2023 (л.д.61), по исковым требованиям прокурора возражал частично, считал указанный истцом срок исполнения Управлением образования администрации г.Ачинска спорной обязанности в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу необоснованным, так как в настоящее время возможность дополнительного выделения денежных средств для дошкольных учреждений отсутствует. Просил установить срок исполнения решения суда для Управления образования – в течение 12 месяцев, для МБДОУ «Детский сад №55» - в течение 15 месяцев (л.д.106-107).

Представитель третьего лица - администрации г.Ачинска, уведомленный о дате и времени слушания дела судебным извещением (л.д.78,135), в зал суда не явился, заявлений и возражений не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Федеральным законом от 06.03.2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст.2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (ст. 5.2.ФЗ "О противодействии терроризму").

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Подпунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации №1006 определено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Как следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад №55» является юридическим лицом, зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д.87-99).

В соответствии с п. 1.1, 1.4, 1.7 Устава МБДОУ «Детский сад №55» является дошкольной образовательной организации с местом нахождения г. Ачинск, ул.Кирова, 10Б. Учредителем образовательной организацией является муниципальное образование г. Ачинск, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – Управление образования администрации г.Ачинска.

В отношении МБДОУ «Детский сад № 55» 13.10.2022 была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, антитеррористической защищенности объектов, о противодействии экстремизму и терроризму, в ходе которой было установлено, что в МБДОУ «Детский сад №55» в здании детского сада по адресу г. Ачинск, ул.Кирова, 10Б отсутствует система оповещения, управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения (л.д.8).

По результатам проверки Ачинским городским прокурором на имя руководителя Управления образования администрации г.Ачинска 31.10.2022 было внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности (л.д.17-21).

В ответе на представление руководитель Управления образования администрации г.Ачинска 06.12.2022 подтвердила тот факт, что спорные нарушения не были устранены, потребность в денежных средствах на выполнение требований к антитеррористической защищенности внесена в реестр мероприятий на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г., при наличии финансирования необходимые работы будут выполнены (л.д.11-16).

Согласно письму руководителя Управления образования администрации г.Ачинска от 16 марта 2023 года, выявленные нарушения не были устранены, поскольку денежные средства не выделены (л.д.22)

Согласно ответу и.о. заведующего МБДОУ «Детский сад №55» Соколовой Т.В. от 26 апреля 2023 года на запрос прокурора об устранении нарушений, мероприятия по устранению выявленных нарушений включены в реестр при формировании бюджета на 2023-2024 год. В настоящее время финансирование от учредителя не поступало. При выделении денежных средств мероприятия будут выполнены в срок (л.д.9)

Кроме того, согласно сообщению МО МВД России «Ачинский» от 10 мая 2023 года, камеры наружного наблюдения, установленные на МБДОУ «Детский сад №55» работают только в режиме «он-лайн», что не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (л.д.55)

МБДОУ «Детский сад № 55» утвержден и действует паспорт безопасности, согласно которому учреждение относится к 3 категории опасности.

Согласно ст. 9 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования Ачинского городского прокурора об обязании МБДОУ «Детский сад № 55» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 путем оборудования МБДОУ «Детский сад №55» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а также обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Кроме того, суд принимает во внимание, что "Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 1.13, 2.2.3, 3.1, 3.3 Положения об управлении образования администрации города Ачинска, утвержденного Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 31 мая 2016 г. № 11-56р Управление осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций в соответствии с правовыми актами города, в том числе формирование и утверждение муниципальных заданий для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска; определение объема субсидий и субвенций на выполнение муниципального задания для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска, бюджетных инвестиций для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска. При этом Управление осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Ачинска в установленном законодательством порядке в соответствии с федеральными законами и законами Красноярского края (л.д.29-38).

Целью деятельности Управления, в том числе, является обеспечение контроля за целевым использованием денежных средств (в том числе субсидий) образовательными организациями города Ачинска, в отношении которых Управление выступает главным распорядителем денежных средств (субсидий) для выполнения муниципальных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций города Ачинска.

Следовательно, с учетом недостаточности у МБДОУ «Детский сад №55» лимитов бюджетных средств для исполнения указанных прокурором требований закона, необходимость для органа местного самоуправления и главного распорядителя бюджетных средств в будущем предусмотреть в местном бюджете и выделить необходимые денежные средства с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности образовательного учреждения, учредителем которого является Управление образования администрации г. Ачинска, а собственником имущества - муниципальное образование г. Ачинск, согласуется с положениями ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителей ответчиков о том, что в бюджете города на 2023 год денежные средства на указанные цели не предусмотрены, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы малолетних детей и сотрудников во время пребывания в образовательном учреждении, формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью уполномоченного подразделения органа местного самоуправления со дня принятия Постановления Правительством РФ от 02.08.2019 №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Таким образом, поскольку МБДОУ «Детский сад №55» до настоящего времени не оборудовано необходимыми системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, суд считает необходимым удовлетворить требования Ачинского городского прокурора, обязать МБДОУ «Детский сад №55» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, оборудовать здание учреждения системой оповещения, управления эвакуацией, а также обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца; обязать Управление образования администрации г. Ачинска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад №55» на обеспечение выполнение требований антитеррористической защищенности объекта образования.

При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность МБДОУ «Детский сад №55», Управлению образования администрации г. Ачинска со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить ответчикам срок исполнения решения суда в 12 месяцев и 6 месяцев соответственно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского городского прокурора – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу г. Ачинск, ул.Кирова, стр.10б, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 путем оборудования МБДОУ «Детский сад №55» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Обязать Управление образования администрации г. Ачинска в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению безопасных условий обучения в МБДОУ «Детский сад №55»    в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                                              И.А. Рахматулина

    Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2023 года

    Копия верна

    Судья Ачинского городского суда                                И.А. Рахматулина

2-2322/2023 ~ М-1529/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление образования администрации г. Ачинска
МБДОУ "Детский сад №55"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Рахматулина Инга Александровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2023Передача материалов судье
23.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Подготовка дела (собеседование)
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2023Судебное заседание
22.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Дело оформлено
21.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее