Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Борисова В.В.,
с участием старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики Хрычева А.В.,
при секретаре судебного заседания Кочетковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Алатыря Чувашской Республики о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок твердых коммунальных отходов,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Чувашской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации города Алатыря Чувашской Республики о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок твердых коммунальных отходов, мотивировав свои требования тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории г. Алатыря Чувашской Республики.
Установлено, что транспортирование ТКО с территории г. Алатыря Чувашской Республики осуществляется региональным оператором ОО «Ситиматик Чувашия» с площадок (мест) сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), включенных в схему размещения мест и реестр (площадок) накопления ТКО, которые размещены на сайте администрации г. Алатырь Чувашской Республики.
Реестр (площадок) накопления ТКО (далее - Реестр), утвержденный постановлением администрации г. Алатырь № от ДД.ММ.ГГГГ, размещен на сайте администрации г. Алатыря Чувашской Республики.
Выявлено место накопления ТКО, находящееся в ведении администрации г. Алатыря, не оборудованное в соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: основание площадки не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по адресу: <адрес>.
В нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией <адрес> Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам.
По данному факту в адрес администрации г. Алатыря Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу действенных мер по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не принято.
В итоге не исключены факты захламления отходами производства и потребления территорий населенного пункта, что создает угрозу загрязнения почвы, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний.
Несоблюдение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Ссылаясь на требования ст. 45 ГПК РФ, истец - Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Чувашской Республики просил возложить на администрацию г. Алатыря Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать площадку (место) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец – старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики Хрычев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – администрации <адрес> Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики - ООО «Ситиматик Чувашии» Шихранова А.В., действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов. Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга, поддержала. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии, в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г. Шумерля в судебное заседание не явился.
Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в г. Шумерля Ларин Е.А. представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы прокурора, исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Исходя из содержания п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федерального закона №52) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3).
Аналогичные положения отражены в п. 2.1. Порядке накопления твердых коммунальных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики осуществляют полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других Лицах, по определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона. № 52-ФЗ), соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
СанПиН 2.1.3684-21 разработаны в целях охраны здоровья населения, предотвращения возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечения безопасных для здоровья человека условий содержания территорий городских и сельских поселений.
Пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусматривает обустройство на территориях населенных пунктов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра).
Требование пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 об ограждении с трех сторон высотой не менее 1 метра относится к обустройству специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 регламентировано расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, которое должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Из сообщения ООО «Ситиматик Чувашия» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно списку, на площадке накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, твердое покрытие отсутствует, ограждения не имеется.
Из сообщения администрации г. Алатыря Чувашской Республики № от 14 августа 2023 года следует, что в мае 2023 года проведена полная инвентаризация площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории г. Алатыря Чувашской Республики, в ходе которой выявлено, что общее количество контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на территории города составило 322. Мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Алатыря Чувашской Республики составляет 235, оборудовано согласно нормам, СанПиН – 65 контейнерных площадок и 135 контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы, в том числе и по <адрес>. В 2023 года в бюджете города не выделено финансирование на обустройство контейнерных площадок.
Из справки Чебоксарского межрайонного природоохранного прокуратура Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основание площадки (места сбора ТБО) по адресу: <адрес>, не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра).
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Алатыря Чувашской Республики вынесено представление о принятии мер по устранению указанных нарушений закона.
Из сообщения главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики Аринина П.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2023 году в местном бюджете города Алатыря Чувашской Республики не предусмотрено денежных средств на устройство площадок под контейнеры для сбора ТБО. Направлена заявка на выделение денежных средств из местного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики ;822 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации города Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Алатыря Чувашской Республики».
В данном реестре указан номер площадки № по адресу: г<адрес> подлежит установлению 2 Евро контейнера собственником администрацией г. Алатыря Чувашской Республики.
В ходе судебного заседания установлено, что ответчик администрация г. Алатырь Чувашской Республики, как исполнительный орган местного самоуправления обязана осуществлять организацию сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусороуборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 обязанность по оборудованию площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, возложена на администрацию города Алатыря Чувашской Республики.
Несоблюдение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Доказательств, свидетельствующих о надлежащем выполнении работ по выполнению указанных обязанностей ответчиком, суду не представлено.
Таким образом, исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 6 месяцев, поскольку считает данный срок разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Алатыря Чувашской Республики о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики оборудовать по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, площадку (место) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: В. В. Борисов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.