Р Е Ш Е Н И Е №12-12/2023
именем Российской Федерации
30 марта 2023 года село Актаныш
Судья Актанышского районного суда Республики Татарстан Х.Х. Янгиров, при секретаре Л.Ф.Зиннуровой, заместителя прокурора Р.Р.Шайсуварова, рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Актанышского района Республики Татарстан на определение мирового судьи судебного участка №1 по Актанышскому судебному району Республики Татарстан от 26 января 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мусабирова Лерона Фидаесовича;
у с т а н о в и л:
Определением мирового судьи судебного участка №1 по Актанышскому судебному району Республики Татарстан от 26 января 2023 года дело об административном правонарушении, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мусабирова Лерона Фидаесовича возвращено для приведения в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В протесте, поданной в Актанышский районный суд Республики Татарстан прокурор Актанышского района Республики Татарстан просит отменить вынесенное определение и вернуть дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, считая незаконным.
Заместитель прокурора, в судебном заседании основываясь на доводы, изложенные в протесте просил отменить вынесенное определение и вернуть дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Представитель отдела МВД России по Актанышскому району в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, с заявлением об отложении дела либо рассмотрении дела без его участия не обратился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, суд не располагает сведениями об уважительных причинах неявки заинтересованного лица.
Суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав доводы заместителя прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводов указанных в протесте, суд приходить к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как усматривается из представленных материалов, протокол об административном правонарушении <N> от Дата обезличена по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен сотрудником УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Актанышскому району в связи с тем, что 09 июня 2022 года в 14 часов 30 минут Мусабиров Л.Ф., находясь в зальной комнате частного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе внезапно возникших личных неприязненных отношений с ФИО5, начал трясти ее, при этом нанес несколько ударов руками в область ее рук, причинив последней физическую боль и согласно заключению эксперта <N> от Дата обезличена, у ФИО5 обнаружены телесные повреждения в виде поверхностных ран правого предплечья, ссадины лица слева, кровоподтеков правого предплечья, кровоподтека левого плеча, кровоподтеков левого предплечья, кровоподтека левой кисти, кровоподтеков шеи справа, которые вреда здоровью не причинили.
Возвращая протокол и другие материалы дела должностному лицу, мировой судья в опротестованном прокурором определении указал, что, поскольку санкция статьи 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного ареста, то дело должно быть рассмотрено с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в срок, установленный частью 4 статьи 29.6 Кодекса. Между тем, Мусабиров Л.Ф. в судебное заседание доставлен не был, должностным лицом не соблюдена процедура оформления протокола об административном правонарушении в отношении Мусабирова Л.Ф.
Согласно статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
На основании части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем назначение перечисленных в ней видов административного наказания, необходимо не только надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении, но и создание условий, обеспечивающих присутствие такого лица в судебном заседании.
Дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Соответствующее разъяснение приведено в пункте 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В определении от 25 октября 2018 года N 2562-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть 3 статьи 25.1 вышеназванного Кодекса, устанавливая обязательное присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, создает для указанного лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за какие предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N 1125-О и от 29 сентября 2015 года N 1902-О).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года) (Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос N 4) в силу части 3 статьи 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 года N 1125-О, от 29 сентября 2015 года N 1902-О, часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий: лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание; санкция статьи (части статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания; фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
При вынесении определения о возврате дело об административном правонарушении должностному лицу для приведения в соответствии с требованиями КоАП РФ, мировой судья не учитывал совокупность условий предусмотренных вышеизложенными нормами закона: судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий: лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание; санкция статьи (части статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания; фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества, не мотивировал возможность применения административного наказания в виде административного ареста или иного мера административного наказания предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении от 11 августа 2022 года составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела. Оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов для устранения недостатков в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса не имелось.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела следует, что требования данной нормы должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, были соблюдены, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу, не нарушены. Оснований для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса у мирового судьи не имелось.
Поскольку допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса РФ об административных правонарушениях являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого мирового судьи определения, определение мирового судьи судебного участка №1 по Актанышскому судебному району Республики Татарстан от 26 января 2023 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы на определение мирового судьи установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении настоящего дела судье следует учесть вышеизложенное и принять обоснованное постановление в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Протест прокурора Актанышского района Республики Татарстан удовлетворить.
Определение мирового судьи судебного участка №1 по Актанышскому судебному району Республики Татарстан от 26 января 2923 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мусабирова Лерона Фидаесовича отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же мировой суд.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: Х.Х.Янгиров