Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1323/2023 ~ М-1111/2023 от 29.06.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Знаменск                         28 декабря 2023 года

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Цалина Т.А.,

при секретаре судебного заседания Мориц Е.В.,

с участием представителя истца Коталевской Г.М.,

представителя ответчика Ивашиненко Н.Н.,

представителя третьего лица Кабышевой Р.Н.,

представителя третьего лица Тумашевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, гражданское дело № 2-1323/2023 (УИД 30RS0005-01-2023-001524-56) по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования «Городской округ административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство», администрации муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об организации отдыха граждан, о защите прав детей и понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор ЗАТО г. Знаменск Астраханской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования «Городской округ административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об организации отдыха граждан, о защите прав детей и понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных придомовых площадок, расположенных на территории МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области». В результате проведенной проверки установлено, что на территории МО «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» расположено 15 детских площадок и 76 малых архитектурных форм, которые переданы на баланс МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», при эксплуатации некоторых из них МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» не выполняются требования законодательства. В северной части Комсомольского парка ЗАТО Знаменск расположена детская игровая площадка, которая находится на балансе МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство». Данная детская площадка выведена из эксплуатации с июня 2022 года, имеет значительные повреждения (сломанные детские аттракционы, повреждения покрытия), которые представляют опасность для жизни и здоровья детей. Имеющееся ограждение не препятствует незаконному проникновению посторонних лиц, в том числе и несовершеннолетних, на территорию площадки. Согласно ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт Российской федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования, контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) (пункт 6.2). Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7.). Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию включают, в частности, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (пункт 7.8). Прокуратурой города по результатам проверки 15.05.2023 в адрес главы ЗАТО Знаменск внесено представление об устранении нарушений законодательства об устранении нарушений законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, бюджетного законодательства, требованиями которого значилось - обеспечить выделение из бюджета ЗАТО Знаменск средств в целях включения в муниципальное задание МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» на 2023 год расходы на проведение ремонтных работ детской площадки в Комсомольском парке г. Знаменск либо иным способом провести ремонтные работы на данной площадке. Представление рассмотрено 14.06.2023 г., в полном объеме не удовлетворено, до настоящего времени ремонтные работы детской площадки не проведены, допущенные нарушения федерального законодательства не устранены. Просят суд обязать МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» и администрацию МО «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, организации отдыха граждан, защите прав детей - принять меры по капитальному ремонту детской игровой площадки в Комсомольском парке ЗАТО г. Знаменск Астраханской области не позднее 6-ти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда

Представитель истца Коталевской Г.М. исковые требования поддержала с учетом их изменения, просила суд обязать администрацию муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, организации отдыха граждан, защите прав детей — принять меры по демонтажу следующих объектов: уличный тренажер «Орбита»; уличный тренажер «Маятник»; уличный тренажер «Наездник»; уличный тренажер «Ходьба в пространстве»; уличный тренажер «Лыжник»; теннисный стол, спортивный комплекс Т-26/2д; беседка «Альпийская сказка», беседка «Избушка», карусель «Русич», качели-балансир, маятниковая качель, игровой комплекс «Русич-Бизнес», детский игровой комплекс 3-х мачтовый КДИ 38 «Фрегат», установленные на детской игровой площадке в Комсомольском парке в ЗАТО г. Знаменск Астраханской области не позднее 6-ти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда. Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство» муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» принять меры по ремонту следующих объектов: ограждение Тип 4, уличный тренажер «Для пресса»; скамья полукруглая с металлическим основанием тип С-9 в количестве 16 штук, вазонный комплекс ВК-1 в количестве 1 штука, урна ж/б с ведром вкладышем У108 в количестве 20 штук, установленные на детской игровой площадке в Комсомольском парке в ЗАТО г. Знаменск Астраханской области не позднее 6-ти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» Кабышева Р.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований пояснив, что бюджет муниципального образования является дотационным, в период рассмотрения гражданского дела было размещено коммерческое предложение на демонтаж игровой площадки по результатам рассмотрения которого поступило предложение о выполнении работ оцененных более 4 млн. рублей, указанная стоимость работ является несоизмеримо большой для бюджета муниципального образования.

Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения «Коммунальное хозяйство» муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» Ивашиненко Н.Н. в судебном заседании пояснил, что при надлежащем финансировании ремонт объектов расположенных в пределах игрового комплекса будет произведен.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву относительно заявленных требований, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, пояснив при этом, что обязательства по содержанию объекта благоустройства несет администрация муниципального образования либо учреждение (организация), которому такой объект передан администрацией муниципального образования на содержание. К капитальному ремонту относятся замена или восстановление строительных конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей обеспечения объектов капитального строительства, то есть работы не затрагивающие конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, а также не превышающие предельные параметры объекта. В отношении объектов благоустройства капитальный ремонт не осуществляется по определению, так как они не относятся к объектам капитального строительства.

Представитель третьего лица Финансово-экономического управления администрации ЗАПТО Знаменск Астраханской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления» Тумашева А.И. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные ранее, а именно что объект капитальных вложений был передан ответчику в ноябре 2018 года, никаких претензий по объекту к подрядчику не было и за период эксплуатации не поступало. В период с 2022 по 2023 г. от МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» поступали письменные обращения о ненадлежащем состоянии игровой площадки и о необходимости установления технического состояния объекта. Вся документация на детский игровой комплекс и на уличные тренажеры были переданы бюджетному учреждению, в том числе и паспорта на каждое изделие.

Взаимосвязанные положения части 1 статьи 113, части 3 статьи 157, части 2 статьи 167 и части 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих, поскольку прямо устанавливают, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату, а в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Процедура доставки почтовых отправлений (включая заказные письма разряда «судебное») прописана в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234, а также в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденном Приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 г.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Ахтубинского районного суда Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.ahtubinsky.ast.sudrf.ru, и является дополнительным способом информирования участников гражданского судопроизводства о времени и месте судебного заседания.

При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих деле, соблюдение почтовой организацией порядка вручения почтовых отправлений разряда «судебное», суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав представителя истца Коталевскую Г.М., представителя ответчика Кабышеву Р.Н., представителя ответчика Ивашиненко Н.Н., представителя третьего лица Тумашеву А.И., исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин, в том числе и ребенок, имеет право на охрану здоровья.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулирует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (часть 1 статьи 1).

В силу статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Из содержания статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принимаются технические регламенты.

Стандарты требований к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования, установлены Национальными стандартами Российской Федерации: «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. № 1148-ст (далее- ГОСТ Р 52169-2012); ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 18 сентября 201 г. № 333-ст (далее - ГОСТ Р 52167-2012); ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 г. № 182-ст.(далее- ГОСТ Р 52301-2013); ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 г. № 180-ст (далее- ГОСТ Р 52299-2013).

Так, ГОСТ Р 52301-2013 содержит следующие требования к содержанию детских площадок:

1. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) (пункт 6.2).

2. Контроль технического состояния оборудования, который включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (п. 6. 4).

3. Функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 мес. в соответствии с инструкцией изготовителя. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования (п.п. 6. 4. 3).

4. Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 мес. (п.п. 6. 4. 5).

5. Эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета: конструкции оборудования; требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем; установки, обслуживания и ремонта оборудования; климатических условий и условий эксплуатации оборудования (пункт 7.1.).

6. Эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 мес., оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности (пункт 7.2.).

7. Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7.).

8. Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки (п.п. 7.8).

5. Ремонтные работы, которые включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования (п.п. 7.9).

Кроме того, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, в разделе 12 которых изложены рекомендации по подготовке положений правил благоустройства муниципальных образований, регулирующих вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок.

Согласно пункту 12.11 указанных Методических рекомендации создание, размещение, благоустройство, в том числе озеленение, освещение и оборудование площадок различного функционального назначения средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, а также содержание площадок рекомендуется осуществлять с учетом методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 897/1128/пр (с учетом внесенных в них изменений) (далее- Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими правил благоустройства территории муниципального образования в части установления требований к оборудованию общественных и дворовых территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов средствами спортивной и детской инфраструктуры.

Общие рекомендации по содержанию и эксплуатации площадок и оборудования перечислены в разделе 6 Методических рекомендации.

Так, при эксплуатации площадок целесообразно возложить на балансодержателя площадки ответственность за содержание объекта в соответствии с существующими требованиями санитарно-гигиенических норм и правил, за техническое состояние оборудования и площадок в соответствии с требованиями технических регламентов и национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), за поддержание в надлежащем состоянии эстетического вида, а также за обеспечение охраны оборудования и безопасность посетителей. Рекомендуется закрепить ответственность балансодержателя за безопасность пользователей при эксплуатации специализированного спортивного оборудования (пункт 6.10).

Содержание оборудования, установленного на площадках, целесообразно проводить в виде:

проверки оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями (регулярный визуальный осмотр);

детальной проверки оборудования с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования (функциональный осмотр);

ежегодной проверки с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности ежегодный (основной осмотр).

В течение всего периода службы оборудования рекомендуется проводить его техническое освидетельствование (пункт 6.5).

В случае выявления неисправности оборудования рекомендуется установить ограждение и разместить информацию о запрете использования данного оборудования (пункт 6.6).

Ремонт оборудования и (или) его элементов целесообразно производить, если это установлено производителем данного оборудования; в иных случаях такое оборудование рекомендуется заменять (пункт 6.7).

В случае, если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа данного оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования (пункт 6.8).

При эксплуатации ударопоглощающего покрытия рекомендуется регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации, проводить:

проверку достаточности толщины насыпного ударопоглощающего покрытия;

проверку поверхности площадки на предмет отсутствия выступающих над поверхностью ударопоглощающего покрытия частей оборудования и/или иных посторонних предметов (пункт 6.13).

Изложенное свидетельствует о том, что необходимость обслуживания детских игровых площадок вызвана обеспечением для детей безопасной среды, где они могли бы играть и развиваться с минимальным риском для здоровья и жизни, поскольку детские площадки, помимо помощи в физическом развитии детей, являются еще и зонами повышенной опасности, соответственно этому вопросу необходимо уделять максимальное внимание.

Владельцы детских площадок должны разрабатывать и обеспечивать исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования, учитывая конструкцию оборудования, требования эксплуатационных и иных документов, представленных изготовителем, установку, обслуживание и ремонт оборудования, климатические условия и условия эксплуатации.

Указанные мероприятия служат дополнительной гарантией безопасности детей.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой ЗАТО г. Знаменск Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных придомовых площадок, расположенных на территории МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», в ходе которой установлено, что в северной части Комсомольского парка ЗАТО Знаменск Астраханской области расположена детская игровая площадка, которая находится на балансе МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство». Указанная площадка выведена из эксплуатации с июня 2022 года и не отвечает требованиям безопасности и комфортности.

По результатам прокурорской проверки в адрес главы ЗАТО Знаменск внесено представление от 15 мая 2023 г. о принятии мер к устранению выявленных нарушений (т.1 л.д.9-13).

Как следует из ответа главы ЗАТО Знаменск Глотова О.И. на представление прокурора от 15 мая 2023 г., балансодержателем игровых и спортивных элементов, находящихся на детских площадках в Комсомольском парке и по ул. Астраханская в районе дома №10, является МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство». Ответственность за содержание объектов в соответствии с существующими требованиями санитарно-гигиенических норм и правил, за техническое состояние оборудования в соответствии с требованиями технических регламентов и национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), возложена на учреждение. МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» дано поручение о проведении мероприятий по изучению документации и обращению к производителям оборудования, установленного на детской площадке, по вопросу возможности проведения ремонта, восстановления или демонтажа игрового комплекса «Фрегат». В целях определения безопасности конструкций или установления несоответствия сооружении требованиям нормативных документов и ГОСТ МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» поручено запросить у производителя оборудования стоимость услуг проведения экспертизы игровых элементов и комплекса в целом (копию письма прилагаю). По результатам служебной проверки по фактам, изложенным в представлении прокуратуры ЗАТО г. Знаменск Нездешневу В. А., директору МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», объявлен выговор.

В рамках соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Астраханской области муниципальному образованию ЗАТО Знаменск Астраханской области на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды № 12719000-1-208-002 от 08 июня 2018 г. и Дополнительного соглашения № 12719000-1-208-002/1 от 1 августа 2018 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области из бюджета Астраханской области бюджету МО ЗАТО Знаменск предоставлена субсидия на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды в соответствие с лимитами бюджетных обязательств (т. 2 л.д. 226-243).

В соответствие с муниципальным контрактом № 0325300058018000028-01996379-01 от 27 июля 2018 г. подрядчиком выполнены работы по Благоустройству общественной территории – северная часть территории Комсомольского парка ЗАТО Знаменск Астраханской области и Актом № 1 приемки законченного строительством объекта от 08 ноября 2018 г. директором МКУ ЗАТО Знаменск СОД ОМС принят объект спортивно-игровой площадки «Благоустройство общественной территории – северная часть территории Комсомольского парка ЗАТО Знаменск Астраханской области (т.2 л.д. 38-201).

Согласно Постановлению Администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» № 1020 от 26 ноября 2018 года «О передаче объекта капитальных вложений «Благоустройство общественной территории северная часть территории – Комсомольского парка ЗАТО Знаменск Астраханской области» на баланс на праве оперативного управления МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» из казны ЗАТО Знаменск передан объект капитальных вложений, включающий в себя ограждение Тип 4, уличный тренажер «Орбита»; уличный тренажер «Маятник»; уличный тренажер «Наездник»; уличный тренажер «Ходьба в пространстве»; уличный тренажер «Лыжник»; уличный тренажер «Для пресса»; теннисный стол, спортивный комплекс Т-26/2д; игровой комплекс «Русич» Г-42; беседка «Альпийская сказка», беседка «Избушка», маятниковая качель, качели-балансир, карусель «Русич», детский игровой комплекс 3-х мачтовый «Фрегат», скамья полукруглая в количестве 16 штук, урна ж/б с ведром 400х400х6600 мм. в количестве 20 штук, вазонный комплекс ВК-1, садовый фонтан Совы (т. 1 л.д. 17-20)

Кроме того, в судебном заседании установлено, что 03 июня 2022 г. директор МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» обратился с письменным обращением к Главе ЗАТО Знаменск о закрытии детского игрового комплекса «Фрегат» в связи с отсутствием обеспечения безопасности эксплуатации объекта.

В период с июня 2022 года по мая 2023 год между директором МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» и отделом по управлению ЖКХ МО ЗАТО Знаменск Астраханской области велась переписка о необходимости произведения ремонта игрового комплекса, расчета стоимости выполнения ремонтных работ, подготовки проектно-сметной документации (т. 1 л.д. 25-37).

В период рассмотрения гражданского дела МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» в рамках заключенного Договора № 71 на выполнение работ по экспертизе от 28 июля 2023 г. ООО «Независимый эксперт» ИНН 3444185983 проведено и представлено суду экспертное заключение № 71-07/23Э.

По результатам проведения экспертизы был обследован объект - игровая площадка, расположенная по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, северная часть территории Комсомольского парка, по вопросу определения технического состояния, пригодности к дальнейшей эксплуатации, целесообразности проведения капитального ремонта, где экспертом было установлено, что ограждение Тип 4 (а), артикул 5004, размером 2000*1500 мм в количестве 83 шт., уличный тренажер «Для пресса» размером 1200**600**2100 в количестве 1 шт., скамья полукруглая с металлическим основанием тип С-9 размером R2200*1185*3300*905 мм. в количестве 16 шт., вазонный комплекс ВК-1 в количестве 1 шт., урна ж/б с ведром-вкладышем У108 размером 400*400*600 мм. в количестве 20 шт. не несут риски эксплуатации, но требуют проведения ремонтных работ. При этом уличный тренажер «Орбита» УТ-0011 в количестве 1 шт., уличный тренажер «Маятник» УТ-004 в количестве 1 шт., уличный тренажер «Наездник» УТ-006 в количестве 1 шт., уличный тренажер «Ходьба в пространстве» в количестве 1 шт., уличный тренажер «Лыжник» в количестве 1 шт., теннисный стол в количестве 1 шт., спортивный комплекс Т-26/2д в количестве 1 шт., беседка «Альпийская сказка» Ш18 в количестве 1 шт., беседка «Избушка» Д-12 в количестве 1 шт., карусель К7/1 «Русич» в количестве 1 шт., качели-балансир МК8 в количестве 1 шт., маятниковая качель с подвеской на цепях деревянные К2/1Д «Русич-Эконом» в количестве 1 шт., игровой комплекс «Русич-Бизнес» Г-42 в количестве 1 шт., детский игровой комплекс 3-х мачтовый КДИ 38 «Фрегат» в количестве 1 шт. несут риски эксплуатации, проведение ремонтных работ не представляется возможным, подлежат утилизации (т. 1 л.д. 117-235).

В судебном заседании был произведен допрос эксперта Попов Т.Н. которая пояснила, что исходя из паспорта объектов установленных в рамках Благоустройство общественной территории северная часть территории – Комсомольского парка ЗАТО Знаменск Астраханской области она пришла к выводу, что завод изготовитель не предусмотрел замену отдельных элементов и узлов объектов, к примеру исходя их паспорта тренажера невозможно заменить шарикоподшипниковый узел, в связи с чем подлежит замене весь объект. Вандальные повреждения несущих элементов игрового комплекса «Фрегат» в виде ударов, изломов, деформаций, трещин также не возможно отремонтировать, в связи с чем он подлежит утилизации.

Таким образом, судом установлено, что объекты, размещенные на детской игровой площадке в Комсомольском парке ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в рамках программы формирования современной городской среды имеют значительные повреждения, и исключают их использование по назначению, при этом выявленные недостатки, представляющие опасность для жизни и здоровья детей, до настоящего времени не устранены.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 20); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилам (пункт 25).

Аналогичные положения предусмотрены и статьей 8 Устава ЗАТО Знаменск, принятого решением Совета ЗАТО Знаменк от 11 ноября 2020 г. № 111, предусматривающей, что к вопросам местного значения города относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 16), создание условий для организации досуга и обеспечения жителей ЗАТО Знаменск услугами организаций культуры (пункт 20); создание условий для массового отдыха жителей ЗАТО Знаменск и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 24); утверждение правил благоустройства территории ЗАТО Знаменск, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории ЗАТО Знаменск в соответствии с указанными правилами (пункт 28).

Решением Совета ЗАТО Знаменск 2 июня 2022 г. № 44 утверждены Правила благоустройства территории ЗАТО Знаменск, в соответствие с которыми детские игровые площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга являются объектами благоустройства (пункт 6 статьи 3 Правил).

Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. На дворовой территории многоквартирного дома, включая дороги, расположенные на такой территории- товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом. На территории общего пользования- муниципальные учреждения на основании муниципального задания; юридические и физические лица в случае заключения договоров на осуществление на данных территориях работ по благоустройству и содержанию (пункты 1, 2 статьи 2 Правил благоустройства территории ЗАТО Знаменск).

В статье 19 Правил благоустройства территории ЗАТО Знаменск перечислены требования к размещению и содержанию детских и спортивны площадок. Содержание таких площадок осуществляется лицами, владеющими ими на праве собственности, ином вещном и обязательственном праве, в соответствие с действующим нормами и правилами.

Так, правообладатели площадок должны производить регулярный визуальный осмотр площадок в целях выявления дефектов и повреждений элементов благоустройства, размещенных на площадке; осуществлять ремонт, выполнять чистку и покраску элементов благоустройства и (или) их частей; производить демонтаж элементов благоустройства и (или) их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации, а также замену элементов благоустройства, размещенных на площадке.

Согласно п. 2 Устава МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство» утвержденного постановлением администрации № 117 от 16.08.2021 г. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения осуществления муниципальным образованием «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее - ЗАТО Знаменск) предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации полномочий по вопросам, в том числе благоустройства.

    Учредителем Бюджетного учреждения (далее - Учредитель) является ЗАТО Знаменск. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее - администрация ЗАТО Знаменск) (п. 5 Устава).

    Бюджетное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 6 Устава).

    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенных Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества (п. 8 Устава).

    Учредитель не несет ответственность по обязательствам Бюджетного учреждения (п. 9 Устава).

    Бюджетное учреждение создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, выполнения работ и оказания услуг по благоустройству, озеленению, дорожной деятельности (п. 17 Устава).

    Кроме того, Бюджетное учреждение не вправе без согласия Учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним или приобретенными за счет выделенных ему Учредителем средств на приобретение этого имущества. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено действующим законодательством (п. 38 Устава).

Таким образом, судом установлено, что выявленные прокурорской проверкой нарушения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, безопасность на спорных сооружениях не обеспечивается и существует реальная угроза жизни и здоровью граждан, в первую очередь, несовершеннолетних.

Исследовав все представленные доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что бюджетное учреждение - МБУ ЗАТО Знаменск «Коммунальное хозяйство», принявшее на праве оперативного управления спорные объекты игровой площадки и, отвечая по своим обязательствам, обязаны реализовать меры обеспечения безопасности и провести ремонт ограждения, уличного тренажере «Для пресса», скамьи полукруглой с металлическим основанием, вазонного комплекс., урны ж/б с ведром-вкладышем, при этом поскольку Постановлением № 1020 от 26.11.2018 г. объект основных средств «Игровая площадка, местоположение: Астраханская область, г. Знаменск, северная часть территории Комсомольского парка» включена в перечень объектов особо ценного движимого имущества, и согласно п. 38 Устава Бюджетное учреждение без согласия Учредителя распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним не вправе, суд приходит к выводу, что на администрацию муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» должна быть возложена обязанность по принятию мер по демонтажу спорных объектов.

При таких обстоятельствах, учитывая, выводы эксперта ООО «Независимый эксперт» отраженные в экспертном заключении № 71-07/23Э, а также, что по существу ответчиками не приведено доказательств и аргументов в опровержение доводов иска, фактов, опровергающих доводы прокурора, не содержится и в материалах проведенной проверки, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

В целях исполнения судебного акта, с учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание объем действий, которые надлежит выполнить ответчику, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений законодательства в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявленный истцом срок для исполнения решения суда в соответствие с нормами действующего законодательства, является разумным.

При этом ответчиками не представлены обоснования о необходимости более продолжительного времени для устранения нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: - прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; - государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.

Таким образом, в рассматриваемом случае ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области», Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования «Городской округ административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об организации отдыха граждан, о защите прав детей и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» принять меры по демонтажу объектов: уличный тренажер «Орбита»; уличный тренажер «Маятник»; уличный тренажер «Наездник»; уличный тренажер «Ходьба в пространстве»; уличный тренажер «Лыжник»; теннисный стол, спортивный комплекс Т-26/2д; беседка «Альпийская сказка», беседка «Избушка», карусель «Русич», качели-балансир, маятниковая качель, игровой комплекс «Русич-Бизнес», детский игровой комплекс 3-х мачтовый КДИ 38 «Фрегат», установленных на детской игровой площадке в Комсомольском парке ЗАТО г. Знаменск Астраханской области, в течение шести месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Городской округ административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Коммунальное хозяйство» принять меры по произведению ремонта объектов: ограждение Тип 4, уличный тренажер «Для пресса»; скамья полукруглая с металлическим основанием тип С-9 в количестве 16 штук, вазонный комплекс ВК-1 в количестве 1 штука, урна ж/б с ведром вкладышем У108 в количестве 20 штук, установленных на детской игровой площадке в Комсомольском парке ЗАТО г. Знаменск Астраханской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение суда составлено 12 января 2024 г.

Судья:                          Цалина Т.А.

2-1323/2023 ~ М-1111/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области
Ответчики
Администрация МО "Городской округ ЗАТО Знаменск Астраханской области"
МБУ ЗАТО Знаменск "Коммунальное хозяйство"
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Цалина Татьяна Алексеевна
Дело на сайте суда
ahtubinsky--ast.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее