Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2692/2023 ~ М-2491/2023 от 11.07.2023

дело №2-2692/2023

УИД: 23RS0003-01-2023-004062-95

                 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город-курорт Анапа                                                                                   "07" ноября 2023 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи                 Аулова А.А.

при секретаре        Засеевой О.В.

с участием: истца Дмитриева С.В.

представителя ответчика - ГБУЗ "Городская больница Анапы" министерства здравоохранения Краснодарского края Кравцовой Н.Г., действующей на основании доверенности №33 от 23 января 2023 года,

помощника Анапского межрайонного прокурора Тимаева А.Ф.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева С. В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда,

        УСТАНОВИЛ:

Дмитриев С.В. обратился в суд с иском к ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, сославшись на то, что он является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию с 02 июля 2019 года. Ввиду наличия основного заболевания: <данные изъяты> <данные изъяты> он состоит на диспансерном учете в ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края по месту пребывания. Так, по результатам проведенных обследований и консультаций ему назначены для приема длительно жизненно необходимые медицинские препараты в дозировках: Ацетилсалициловая кислота", 100 мг. по 1 таблетке в день.; "Аторвастатин" 40 мг. по 1 таблетке в день; "Бисопролол" 5 мг. по 1 таблетке в день; "Ивабрадин" 5 мг. по 2 таблетки в день; "Валсартан" 25,7 мг. и "Сакубитрил" 24,3 мг. (ЮПЕРИО) 200 мг. 2 таблетки в день; "Дапаглифлозин" (ФОРСИГА) 10 мг. по 1 таблетке в день; "Спиронолактон" 50 мг. по 1 таблетке или "Эплеренон" 50 мг. по 1 таблетке в день. Все указанные лекарственные препараты включены в Единый перечень льготных лекарственных препаратов, важных для жизни, выдаваемых бесплатно инвалидам второй группы по назначению, финансирование приобретения которых снабжающими организациями осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с положениями Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года №178-ФЗ (в ред. 24 апреля 2020 года) в состав предоставляемого гражданам РФ, имеющим вторую группу инвалидности, набора социальных услуг, включается социальная услуга по бесплатному обеспечению необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам лечебных учреждений. Таким образом, он, являясь инвалидом второй группы, имеет право на бесплатное обеспечение данными препаратами по рецептам, выданным медицинским учреждением. Между тем, несмотря на наличие у него регистрации по месту пребывания в г. Анапа, в течение 2023 года ему в ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края систематически отказывают в выдаче рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов со ссылкой на отсутствие указанных лекарственных препаратов в аптеках г. Анапа, а также на то обстоятельство, что он не имеет постоянной регистрации в г. Анапа, однако в соответствии с действующим законодательством инвалиду второй группы в выдаче рецептов на льготное приобретение необходимых лекарственных препаратов может быть отказано только в случае отказа льготника от получения данного вида социальной услуги в натуральном выражении и получении денежной компенсации.

В обоснование заявленных исковых требований истец Дмитриев С.В. ссылается, что после его обращения в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю и установления факта ненадлежащей организации его льготного лекарственного обеспечения 28 сентября 2023 года ему были выданы рецепты на получение льготных лекарственных препаратов, таким образом, ответчиком фактически были признаны незаконными действия по отказу в выдаче рецептов на льготные лекарственные препараты, то есть он незаконно был лишен необходимых по жизненным показаниям лекарств на протяжении девяти месяцев в период с января 2023 года по сентябрь 2023 года, при этом он не имел возможности самостоятельно приобрести данные препараты, в связи с чем состояние его здоровья ухудшилось. Таким образом, действиями ответчика ему был причинен моральный вред в связи с нравственными страданиями, связанными с переживаниями о возможных последствиях для него ввиду отсутствия необходимых лекарств, в связи с чем истец Дмитриев С.В. обратился в суд и просит обязать ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края выдать ему рецепты на бумажном носителе, оформленном на рецептурном бланке формы №148-1/у-04(л), из бюджета на курс лечения 180 дней на медицинские препараты: Ацетилсалициловая кислота", 100 мг. по 1 таблетке в день.; "Аторвастатин" 40 мг. по 1 таблетке в день; "Бисопролол" 5 мг. по 1 таблетке в день; "Ивабрадин" 5 мг. по 2 таблетки в день; "Валсартан" 25,7 мг. и "Сакубитрил" 24,3 мг. (ЮПЕРИО) 200 мг. 2 таблетки в день; "Дапаглифлозин" (ФОРСИГА) 10 мг. по 1 таблетке в день; "Спиронолактон" 50 мг. по 1 таблетке или "Эплеренон" 50 мг. по 1 таблетке в день, взыскать с ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края в его пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

Истец Дмитриев С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования в части возложения обязанности на ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края выдать ему рецепты на бумажном носителе, оформленном на рецептурном бланке формы №148-1/у-04(л), из бюджета на курс лечения 180 дней на медицинские препараты: Ацетилсалициловая кислота", 100 мг. по 1 таблетке в день.; "Аторвастатин" 40 мг. по 1 таблетке в день; "Бисопролол" 5 мг. по 1 таблетке в день; "Ивабрадин" 5 мг. по 2 таблетки в день; "Валсартан" 25,7 мг. и "Сакубитрил" 24,3 мг. (ЮПЕРИО) 200 мг. 2 таблетки в день; "Дапаглифлозин" (ФОРСИГА) 10 мг. по 1 таблетке в день; "Спиронолактон" 50 мг. по 1 таблетке или "Эплеренон" 50 мг. по 1 таблетке в день не поддержал, поскольку рецепты на указанные лекарственные препараты ему выданы, исковые требования о компенсации морального вреда поддержал по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика - ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края Кравцова Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Дмитриевым С.В. исковых требований, сославшись на то, что с января по июнь 2023 года Дмитриев С.В. регулярно осматривался врачами-специалистами ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края, ему назначалось лечение и по льготным рецептам выдавались лекарственные препараты. В августе 2023 года было получено письмо министерства здравоохранения Краснодарского края, в котором даны разъяснения о Порядке проведения идентификации федеральных льготников из других субъектов РФ, поскольку до этого обеспечение льготными лекарственными препаратами было возможно только после внесения информации о пациенте из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ в ПЦ ЛЛО. 28 сентября 2023 года из министерства здравоохранения Краснодарского края поступила информация о прохождении процедуры идентификации Дмитриева С.В. в Федеральном регистре и Дмитриеву С.В. были выданы льготные рецепты на необходимые препараты. 29 сентября 2023 года Дмитриевым С.В. были получены лекарственные препараты. Впоследствии после 28 сентября 2023 года Дмитриев С.В. в ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края не обращался. При этом истцом не представлено доказательств ухудшения состояния его здоровья, поступление на стационарное лечение в медицинское учреждение, таким образом, истцом Дмитриевым С.В. не представлено доказательств виновных действий ответчика в причинении ему физических и нравственных страданий, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Камчатскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения посредством почтовой связи заказной корреспонденции по месту его нахождения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в связи с чем суд в соответствии с положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя указанного лица.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения посредством почтовой связи заказной корреспонденции по месту его нахождения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35344076100513, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об уважительности причин неявки в судебное заседание в адрес суда не представил, в связи с чем суд в соответствии с положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя указанного лица.

Обсудив доводы искового заявления, возражения ответчика, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тимаева А.Ф., полагавшего, что исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости в размере не более 50 000 рублей, суд приходит к следующим выводам.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона №323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона №323-ФЗ).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона №323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон №178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона №178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.1 Федерального закона №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона №178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона №178-ФЗ).

Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона №178-ФЗ определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Право на бесплатное предоставление лекарственных препаратов имеют, в частности, неработающие инвалиды II группы в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей (п. 1 Указа Президента РФ №1157, Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ №890).

Как следует из материалов дела, Дмитриев С.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серия МСЭ-2015 №0172704, выданной 02 июля 2019 года ФКУ "ГБ МСЭ по Камчатскому краю" Министерства труда РФ.

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от 17 апреля 2019 года Дмитриев С.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> с 17 апреля 2019 года по 17 апреля 2044 года.

Дмитриев С.В., являющийся инвалидом второй группы, имеет право на получение НСУ, в период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Согласно врачебного заключения кардиолога ГБУЗ "Научно-исследовательский институт – Краевая клиническая больница №1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края от 01 апреля 2022 года и от 04 мая 2023 года Дмитриеву С.В. установлен диагноз по МКБ 10 основного заболевания: <данные изъяты> Рекомендованы: наблюдение терапевта, кардиолога по месту жительства, лекарственные препараты: "Ацетилсалициловая кислота", 100 мг. по 1 таблетке в день.; "Аторвастатин" 40 мг. по 1 таблетке в день; "Бисопролол" 5 мг. по 1 таблетке в день; "Ивабрадин" 5 мг. по 1 таблетке в день; "Валсартан" 25,7 мг. и "Сакубитрил" 24,3 мг. по 1 таблетке 2 раза в день; "Дапаглифлозин" 10 мг. по 1 таблетке в день; "Спиронолактон" 25-50 мг. по 1 капсуле или "Эплеренон" (25) 50 мг. по 1 таблетке в день.

Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, на имя Дмитриева С.В. следует, что 26 января 2023 года, 03 февраля 2023 года, 20 февраля 2023 года, 12 апреля 2023 года, 23 мая 2023 года, 16 июня 2023 года Дмитриев С.В. осмотрен врачом кардиологом и назначен прием лекарственных препаратов, в том числе: "Ацетилсалициловая кислота", "Ивабрадин", "Валсартан" и "Сакубитрил"; "Дапаглифлозин".

В поданном исковом заявлении истец Дмитриев С.В. ссылается, что в ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края на протяжении 2023 года ему систематически отказывали в выдаче рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов.

В возражениях в редакции от 04 августа 2023 года, представленных в адрес суда, представитель ответчика - ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края указывал на необоснованность заявленных истцом требований ввиду отсутствия сведений о включении Дмитриева С.В. в региональный сегмент Федерального регистра.

Приказом Минтруда России №929н, Минздрава России №1345н от 21 декабря 2020 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

В соответствии с пунктом 20 Порядка №929н/1345н в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия на срок применения не более 1 месяца либо органом здравоохранения организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями на срок применения не более 1 месяца.

Орган здравоохранения по месту временного пребывания гражданина в целях его идентификации в Федеральном регистре направляет запрос в отделение ПФР для подтверждения права на обеспечение лекарственными препаратами.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих гражданина переводить выплату пенсии и (или) иных социальных выплат по месту временного пребывания.

Орган здравоохранения по месту временного пребывания гражданина в целях его идентификации в Федеральном регистре направляет запрос в отделение ПФР для подтверждения права на обеспечение лекарственными препаратами.

В силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отказ в выдаче истцу Дмитриеву С.В. рецептов на лекарственное обеспечение в связи с изменением места жительства противоречит положениям части 2 статьи 5 Федерального закона №323-ФЗ, которой гарантировано обеспечение гражданам охраны здоровья независимо от места жительства, пункта 5 части 1 статьи 44.1 Федерального закона №323-ФЗ, которым предусмотрено ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе с учетом места фактического проживания гражданина, части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, а также информации Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 02 апреля 2019 года об отмене принципа прикрепления к поликлинике по месту регистрации.

Таким образом, организационные мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, предназначенными для обеспечения отдельных групп населения, пребывающих по месту временной регистрации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а поскольку в настоящее время законодателем не утверждена нормативно-правовая база о порядке взаимодействия между субъектами Российской Федерации за отпущенные за счет средств регионального бюджета иногородним гражданам на льготной основе лекарственные препараты, порядок и объем финансирования на данные цели определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Принимая во внимание вышеобозначенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец Дмитриев С.В. в течение периода прикрепления к ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края вне зависимости от места регистрации имел право на обеспечение указанным медицинским учреждением рецептами на лекарственные средства в соответствии с установленным ему диагнозом, однако данное право истца было нарушено, при этом отсутствие утвержденного нормативного-правого порядка взаимодействия в части расчетов между субъектами Российской Федерации не должно ущемлять права таких граждан, в связи с чем находит требования истца Дмитриева С.В. в части возложения обязанности на ответчика выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов законными и обоснованными.

Как усматривается из реестра рецептов за период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края, Дмитриеву С.В. 28 сентября 2023 года выписаны рецепты и 29 сентября 2023 года отпущены по программе ОНЛС лекарственные препараты: "Ацетилсалициловая кислота", "Аторвастатин", "Бисопролол", "Ивабрадин", "Валсартан", "Сакубитрил", "Дапаглифлозин","Спиронолактон".

В судебном заседании истец Дмитриев С.В. заявленные исковые требования о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов не поддержал в связи с тем, что в период рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком в добровольном порядке ему были выписаны рецепты на необходимые лекарственные препараты.

Таким образом, поскольку истец Дмитриев С.В. в судебном заседании не поддержал заявленные исковые требования в части возложения на ответчика обязанности выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, при этом принимая во внимание, что полный либо частичный отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом Дмитриевым С.В. исковых требований в указанной части.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.

    В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации здоровье является нематериальным благом, принадлежащим гражданину от рождения.

    Частью 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основание и размер компенсации гражданину морального вреда, определяется правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.

    Согласно положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении лицу морального вреда, то есть физических или нравственных страданий, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В силу положений статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    В пунктах 14, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

    Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе посредством льготного обеспечения лекарственными средствами может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

    Льготное обеспечение лекарственными средствами относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина лечебным учреждением права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.

    С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как льготное обеспечение лекарственными средствами, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

    Таким образом, поскольку истец Дмитриев С.В. относится к особой категории граждан, подлежащих защите, учитывая, что здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения, охраняется государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, право истца на обеспечение его жизненно необходимыми медицинскими препаратами носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания), несвоевременное обеспечение ответчиком - ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края истца Дмитриева С.В. лекарственными препаратами при условии, что данные препараты истец по жизненным показаниям должен принимать ежедневно, перерыв в их применении может привести к необратимым последствиям, негативно отразиться на состоянии здоровья истца, с учетом характера имеющегося у него заболевания, необходимости в постоянном приеме лекарственных препаратов, возможности наступления негативных последствий и связанных с этим переживаний за свое здоровье, а также длительности периода нарушения прав истца в течение девяти месяцев и степени вины ответчика, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению истца необходимыми лекарственными препаратами, суд с учетом требований разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с ответчика - ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу истца Дмитриева С.В. компенсации морального вреда, снизив первоначально заявленную истцом Дмитриевым С.В. к взысканию суммы компенсации морального вреда с 500 000 рублей до 30 000 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                        РЕШИЛ:

    Исковые требования Дмитриева С. В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

    Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2301097511, ОГРН 1182375060295) в пользу Дмитриева С. В. (серия и номер документа, удостоверяющего личность, - <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

    В удовлетворении остальной части исковых требований Дмитриева С. В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница г. Анапа" министерства здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.

    Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2023 года.

2-2692/2023 ~ М-2491/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дмитриев Сергей Владимирович
Ответчики
ГБУЗ "Городская больница г. Анапы" Министерства здравоохранения Краснодарского края Взрослая поликлиника
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Аулов Анатолий Анатольевич
Дело на странице суда
anapa-gor--krd.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Подготовка дела (собеседование)
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее