П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 сентября 2023 года г.Алагир
Дело №5-237/2023
Судья Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания – Черчесова Л.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.16.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.<адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
19.07.2023 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской из РЮО на таможенную территорию Евразийского экономического союза прибыло транспортное средство <данные изъяты>, под управлением ФИО1 Гражданин ФИО1 для целей таможенного контроля подал таможенному органу учетную карточку авто,-мототранспортного средства для личного пользования о ввозе транспортного средства, ввоз каких-либо иных товаров не декларировал при этом пересек лини завершения таможенных операций, что является заявлением об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию. В результате таможенного досмотра в заднем сидении, в спинке заднего сидения, в задних дверях и в полостях под ручкой КПП ТС обнаружен незадекларированный товар, запрещенный и ограниченный к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС товар- табачные изделия- 720 пачек сигарет с фильтром марки «KING BLACK». Указанные обстоятельства явно характеризуют действия ФИО1, как сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу ЕАЭС. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которого был составлен протокол об административном правоотношении.
ФИО1 в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина правонарушителя в совершении правонарушения, предусмотренного по ч.2 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана материалами дела, в том числе и заключением эксперта, из которого усматривается, что товар, явившийся предметом административного правонарушения, не отвечает требованиям законодательства РФ, и не может быть реализован на территории РФ, рыночная стоимость аналогичной партии табачной продукции по состоянию на 19.07.2023 год на внутреннем рынке РФ составляет 84.240,00 рублей.
Представленные доказательства судом проверены, оцениваются как достоверные и допустимые, а по своей совокупности достаточны и у суда нет оснований им не доверять, поскольку составленные по делу протокол и другие документы оформлены правильно, обосновано и не противоречат обстоятельствам дела.
Порядок перемещения товаров через таможенную границу осуществляется согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.
Согласно ст.2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами
Как усматривается из ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных п.4 ст.258, п.4 ст.272 и п.2 ст.281 настоящего Кодекса. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с п.4 ст.204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных п.п.3, 14 - 17 ст.286 и п.7 ст.301 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Таможенное декларирование в письменной форме допускается: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абз.2 п.6 ст.105 настоящего Кодекса; в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.
Согласно ст.105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары. Форма декларации таможенной стоимости, структура и формат декларации таможенной стоимости в виде электронного документа и электронного вида декларации таможенной стоимости на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией. Пассажирская таможенная декларация используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита.
Из ст.10 ТК ЕАЭС усматривается, что перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах.
Согласно ст.2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Сокрытие ФИО1 предмета правонарушения в месте, не предназначенном для транспортировки или хранения товара, суд признает способом, затрудняющим обнаружение товара сотрудниками таможни при перемещении через таможенную границу.
Вступая в таможенные правоотношения, правонарушитель должен не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения законодательства РФ, что он не выполнил и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла, выразившегося в преднамеренном сокрытии товара, явившегося предметом административного правонарушения от таможенного контроля на таможенном посту МАПП Нижний Зарамаг путем использования способа, затрудняющего его обнаружение при вывозе с таможенной территории.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст.24.5 КоАП РФ, судом не выявлены.
Предусмотренные ст.2.9 КоАП РФ основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает, поскольку данное правонарушение посягает на общественные отношения в области таможенного дела.
При назначении наказания суд руководствовался общими правилами, предусмотренными ст.4.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание судом признаются: совершение административного правонарушения впервые; полное признание вины и раскаяние в содеянном; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.
Санкция ч.2 ст.16.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При назначении наказания суд учитывает цели административного наказания, то есть предупреждение совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами, а также конкретные обстоятельства произошедшего. В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания с учетом конституционных принципов неотвратимости, справедливости и соразмерности, степени общественной опасности содеянного, данных характеризующих личность, имущественное положение правонарушителя, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, роль и степень вины правонарушителя, для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст.1.2 КоАП РФ, подвергая правонарушителя административному наказанию, суд полагает необходимым назначить административное наказание в виде конфискации товара, послужившего предметом административного правонарушения, без наложения административного штрафа, что предусмотрено санкцией ч.2 ст.16.1 КоАП РФ.
Что касается орудия совершения административного правонарушения - транспортного средства, то суд считает возможным не применять конфискацию исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении особенной части кодекса РФ об административных правонарушениях» при назначении административного наказания в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.16.1 КоАП РФ, необходимо иметь ввиду, что конфискация орудий совершения данного правонарушения, является обязательной, если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия административного правонарушения.
Поскольку, в ходе судебного разбирательства, установлено, что указанное транспортное средство не было оборудовано тайниками, также не было переоборудовано изготовленными специальными хранилищами в целях сокрытия товаров, оборудованными и приспособленными в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу, при перемещении товара через таможенную границу РФ, то оно подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.<адрес> виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения- 720 пачек сигарет с фильтром марки «KING BLACK» без марок акцизного сбора, за исключением одной пачки данных сигарет, полностью израсходованной при проведении товароведческой экспертизы.
Транспортное средство <данные изъяты>, учетную карточку, находящиеся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств ТП МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни, по адресу: РСО-Алания, Алагирский район, с.Нар, вернуть по вступлении постановления в законную силу собственнику – ФИО1.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: /подпись/ Черчесова Л.А.