УИД 71RS0001-01-2023-000343-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2023 года г. Алексин Тульской области
Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Солдатовой М.С.,
при помощнике судьи Гончаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-476/2023 по иску администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области к Тойгонбаевой А.К. о признании незаконным использования земельного участка, возложении обязанности демонтировать строения,
установил:
администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области обратилась в суд с иском к Тойгонбаевой А.К. о сносе самовольной постройки, мотивируя данные требования тем, что Тойгонбаевой А.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, которому установлена категория- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства. Поскольку ответчиком Тойгонбаевой А.К. на данном земельном участке возведено одноэтажное строение, истец полагал, что ответчик указанный земельный участок использует фактически для индивидуального жилищного строительства, то есть не по его назначению.
Сославшись на нарушение Тойгонбаевой А.К. в частности положений ст.222 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 7, 77 Земельного кодекса РФ, администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области просила признать одноэтажное строение, расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой, обязать Тойгонбаеву А.К. осуществить снос данной самовольной постройки за счет собственных средств.
Затем, после проведения по делу судебной экспертизы, истец неоднократно уточнил исковые требования. Так, изначально по тем же основаниям, истец уточнил предмет требований, просил признать самовольными постройками два пристроенных друг к другу здания и парник, расположенные на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, обязав ответчика за свой счет произвести демонтаж таковых. Затем истец, не поддерживая одно из оснований своих требований- доводы о нарушении положений ст. 222 Гражданского кодекса РФ, дополнив таковые в части, основанной на ранее заявленных положениях ст. ст. 7, 77 Земельного кодекса РФ, а также нормативными положениями п.1 и п.2 ст. 36 Конституции РФ, ст.ст. 71,77, ч.1 ст.78, ч.1 и ч.6 ст. 76 Земельного кодекса РФ, п.1 и п.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, заявил суду об отказе от исковых требований о признании поименованных выше объектов самовольными постройками, отказ принят судом, сохранив требование о демонтаже поименованных выше построек. Впоследствии истец уточнил исковые требования, дополнив их требованием о признании незаконным использования ответчиком вышеуказанного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования такового, сохранив требование о возложении на ответчика обязанности за свой счет демонтировать два поименованных строения, пристроенных друг к другу, и парник.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области – глава администрации Ворона М.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования поддерживает.
Ответчик Тойгонбаева А.К. и ее представители Шабев А.Г., Ануфриев С.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. От Ануфриева С.Н. поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие его доверителя. Отмечено, что спорные строения не являются объектами капитального строительства, заявлено, со ссылкой на обстоятельства, установленные по гражданскому делу №, о пропуске истцом срока исковой давности, начало течения которого, по мнению стороны ответчика, следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента, которым датирован акт обследования, находящийся в материалах гражданского дела №.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, Московской и Тульской областям (Управление Россельхознадзора) в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Заокский район Тульской области по доверенности Мацюк Ю.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, их представителей.
Исследовав письменные материалы дела, исследовав материалы данного гражданского дела и гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ за Тойгонбаевой А.К. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1842+/- 15 кв.м., категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
Статьей 72 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления и уполномоченные ими органы возложен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, администрация МО Демидовское Заокского района указала на установление в ходе муниципального земельного контроля возведение Тойгонбаевой А.К. строений на указанном земельном участке вопреки категории вида разрешенного использования такового, ввиду чего такое использование является, по мнению истца, незаконным, а на Тойгонбаеву А.К. подлежит возложению обязанность демонтировать данные строения за свой счет.
Из представленного реестрового дела (л.д.47-63) следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Тойгонбаевой А.К. заключен договор дарения земельных участков. В предмет данного договора включены и земельные участки с кадастровым № и с кадастровым № (участки № и № по <адрес>), площадью 1037 кв.м. и 805 кв.м. соответственно, каждый из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Из содержания договора следует, что таковой заключен в отношении поименованных земельных участков без строений на них.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеназванных двух земельных участков, в связи с их объединением, подготовлен межевой план, который содержит указание на то, что на объединяемых земельных участках здания, сооружения, объекты незавершенного строительства отсутствуют.
Согласно материалам дела, в частности постановлениям главы администрации МО Заокский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О приведении вида разрешенного использования земельных участков в соответствие с территориальным зонированием МО Демидовское Заокского района» и № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в данное постановление изменений, земельные участки с кадастровым № и с кадастровым № отнесены к территориальной зоне – зона сельскохозяйственных угодий (зона размещения сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, сады, виноградники и т.п.- СХ1), им установлен вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, в отношении данных земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и территориальная зона СХ1: зона сельскохозяйственных угодий были установлены задолго до приобретения Тойгонбаевой А.К. таковых, а при переходе права собственности на них отсутствовали какие-либо здания, строения, сооружения, незавершенные строительством объекты.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором-консультантом отдела муниципального контроля администрации МО Заокский район Тульской области составлен протокол № осмотра поименованного земельного участка с кадастровым №, оформлена и фототаблица к нему.
В данных материалах от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано нахождение на земельном участке с кадастровым № строений, ввиду чего ДД.ММ.ГГГГ Тойгонбаевой А.К. внесено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием на то, что возведение строений противоречит виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Возражений на данное предостережение Тойгонбаевой А.К. подано не было.
Изложенные фактические обстоятельства по делу приводят суд к выводу о том, что строения и сооружения возведены именно Тойгонбаевой А.К. в период после обретения ею права собственности на земельные участки с кадастровым № и с кадастровым № и после объединения таковых в один земельный участок с присвоением ему кадастрового номера №.
В целях определения технического состояния и характеристик спорных строений и сооружений, по ходатайству администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области, заявленного также в обоснование доводов иска о наличии на земельном участке с кадастровым № строений, по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Тульский Центр Экспертиз».
В заключении экспертов ООО «Тульский Центр Экспертиз» указано, что земельный участок с кадастровым № образовался путем объединения земельных участков с кадастровыми №№, №. Исследуемый земельный участок с кадастровым № с категорией земель: «земли сельскохозяйственного назначения», с видом решенного использования: «для сельскохозяйственного производства», согласно правилам землепользования и застройки МО Демидовское Заокского района Тульской области, располагается в зоне Cx1 - зона сельскохозяйственных угодий и используется не по целевому назначению. На земельном участке с кадастровым № расположены два пристроенных друг к другу строения и парник.
Первое строение одноэтажное, площадью 29,5 кв.м., имеет подключение к электроснабжению (воздушная линия), подключение к иным инженерным сетям отсутствует.
Второе строение одноэтажное, площадью 16,5 кв.м., подключение к инженерным сетям отсутствует.
Фундамент у строений отсутствует, основной конструктивной схемой является деревянный каркас по деревянным балкам, установленный на грунт, кровля скатная по деревянным стропилам, покрытие кровли выполнено из металлических фальцевых листов и металлических профилированных листов. Ограждающими конструкциями (стенами) является деревянный каркас, обшитый плитами ОСБ и частично виниловым сайдингом. Теплотехнические характеристики наружных стен обследуемых строений не соответствуют требованиям климатического районирования Тульской области в части тепловой защиты здания в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006. Данные строения не оборудованы должным набором инженерных коммуникаций и санитарно-технических устройств для обеспечения необходимых условий микроклимата и воздушной среды для проживания людей, у них отсутствуют подземные подключения инженерных коммуникаций, они не имеют прочной связи с землей. Общее техническое состояние обследуемых строений на момент проведения обследования оценено как работоспособное. Обследуемые строения непригодны для постоянного и/или временного проживания граждан.
Стоимость строений, расположенных на земельном участке с кадастровым №, составляет 412 307,41 руб., стоимость парника, расположенного на том же земельном участке - 129 838,06 руб.
Так как у обследуемых строений отсутствуют подземные подключения инженерных коммуникаций и они представляют собой деревянный каркас, уложенный на грунт, то есть не имеют фундамента (прочной связи с землей), следовательно, указанные строения не имеют признаков объектов недвижимости и не являются объектами капитального строительства.
Исследуемый земельный участок с кадастровым № расположен в территориальной зоне Cx1 - зона сельскохозяйственных угодий, для которой градостроительный регламент не установлен. Принимая во внимание, что данный земельный участок не был предоставлен в установленном порядке для строительства на нем зданий, строений, сооружений, а разрешенное использование земельного участка не допускает строительства на его территории, тем самым, любое возведенное строение на нем будет иметь признаки самовольного строительства, по мнению экспертов.
Строения, расположенные на указанном земельном участке, не представляют угрозу жизни и здоровью граждан, но могут нарушать права третьих лиц и не соответствуют параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки, а также целевому использованию земельного участка, градостроительным, строительным, архитектурным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Довести данные строения, сооружения на исследуемом земельном участке до соответствия параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки, а также целевому использованию земельного участка, градостроительным, строительным, архитектурным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам не представляется возможным.
Перемещение строений, расположенных на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, без несоразмерного ущерба их назначению возможно, так как они не являются объектами недвижимости (объектами капитального строительства).
В развитие данного вывода суду ДД.ММ.ГГГГ представлено дополнение эксперта ООО «Тульский Центр Экспертиз» ФИО2 о том, что таковое составлено с целью определения возможных вариантов перемещения указанных строений с технической точки зрения.
Вариант №1: отключение строений от централизованного электроснабжения (воздушная линия); разборка строений на укрупненные технологические элементы (щиты, каркасы и т.п.); погрузка (ручная или механизированная) элементов на грузовой автотранспорт с их дальнейшей перевозкой (перемещением).
Вариант №2: отключение строений от централизованного электроснабжения (воздушная линия); натуральный раздел двух пристроенных строений друг от друга (с получением двух обособленных строений); погрузка с помощью автокрана и перемещение строений с грузового автотранспорта.
В примечании указано, что перемещение парника, в виду его конструктивных особенностей (больших габаритных размеров), возможно только по варианту №1 (разборка строений на укрупненные технологические элементы и дальнейшее их перемещение).
Вышеуказанное заключение ООО «Тульский Центр Экспертиз» и дополнение к нему, не имеют нареканий относительно их формы, составлены после проведения тщательного исследования экспертами надлежащей экспертной организации, имеющими соответствующее образование и практический опыт работы по экспертной специальности, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ, с использованием соответствующих нормативных, технических и методических источников, по результатам непосредственного осмотра спорных строений в присутствии участвующих в деле лиц, с использованием средств измерения и фотофиксации, содержит полные и обоснованные ответы.
В связи с изложенным, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», суд данное заключение и дополнение к нему принимает в качестве доказательств по делу.
Из изложенного следует, что строения, расположенные на вышеуказанном земельном участке, не являются объектами недвижимости, при этом истец, неоднократно уточнив исковые требования, доводы, основанные на положениях ст.222 ГК РФ, при формировании своей окончательной правовой позиции по делу не поддержал, изменив таким образом основания иска в части, ввиду чего данные нормативные положения не могут быть применены и проанализированы судом применительно к рассматриваемому спору, равно как и доводы возражений стороны ответчика, также основанные на поименованной норме права.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2 и ч.3 ст.36).
Положения п. 8, п. 10, п. 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ и изданные в соответствии с ними иные акты земельного законодательства основываются на принципах: деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 7 и ст.42 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: принадлежность земельного участка к определенной категории земель; принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима.
Собственнику земельного участка положениями п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ предоставлено право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Между тем, положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Так, на собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» возложена обязанность использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе, приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Кроме того, согласно п.1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Из содержания п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса РФ следует, что действия, нарушающие права на земли: граждан и юридических лиц, или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ.
Исходя из п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2).
Абзацем первым п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как для ведения сельскохозяйственного производства, так и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Указанные законоположения регулируют цели использования земель сельскохозяйственного назначения различными субъектами землепользования, в том числе гражданами, и направлены на защиту прав и законных интересов граждан.
Исходя из содержания п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения возможно размещение, в том числе, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами; жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п.6 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Частью 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Между тем, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Следовательно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В этой связи, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Данная правовая позиция также была отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).
Указанные законоположения направлены на защиту прав и законных интересов граждан, в частности охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В п.50 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом от 12.05.2009 №537 Президента Российской Федерации, действующим до 31.12.2015, отмечено, что продовольственная безопасность России обеспечивается путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Идентичное положение содержится и в п. 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683, действовавшего вплоть до 02.07.2021.
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений являются Правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п.2 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ), содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ).
Решением Собрания депутатов муниципального образования г.Алексин от 01.03.2016 N 2(23).3 утверждены Правила землепользования и застройки МО г.Алексин, включающие карту градостроительного зонирования, согласно которой территория, в которой находится земельный участок, являющийся предметом спора, относилась к территориальной зоне сельскохозяйственного использования СХ1 - зона сельскохозяйственных угодий, то есть в зоне для размещения сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, сады, виноградники и т.п.
Статьей 49 Правил закреплено, что для данной зоны: для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно п.1 ч.9 ст.35 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч.9 ст.35 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Из приведенных положений законодательства о градостроительной деятельности следует, что зоны сельскохозяйственных угодий входят в ряд зон, из которых состоят зоны сельскохозяйственного использования.
Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, на землях сельскохозяйственного назначения допускается строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, однако для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции могут быть использованы только земельные участки или части таковых, которые не включены в зону сельскохозяйственных угодий.
Из сути правовой совокупности статей 7, 8 Земельного кодекса РФ усматривается, что разрешенное использование земельных участков является одним из объективных критериев целевого использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из изложенного следует, что спорные два строения и парник возведены Тойгонбаевой А.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ (даты государственной регистрации объединенного земельного участка на основании документов о его межевании, содержащих данные об отсутствии на таковом зданий, строений, сооружений, незавершенных строительством объектов) на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, расположенном в территориальной зоне СХ-1, не предполагающей их возведение, что свидетельствует об использовании Тойгонбаевой А.К. данного земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования, без учета территориальной зоны его расположения, ввиду чего такое использование нельзя признать законным, а потому исковые требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области в данной части подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание приведенные выше положения о порядке устранения нарушений требований земельного законодательства в их нормативном единстве, выводы экспертов ООО «Тульский Центр Экспертиз» о возможных в рассматриваемом случае способах устранения нарушений, в целях устранения таких нарушений земельного законодательства, выраженных в незаконном использовании земельного участка, с кадастровым №, площадью 1842 +/-15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не в соответствии с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, на ответчика Тойгонбаеву А.К. подлежит возложению обязанность освободить данный земельный участок от поименованных выше двух строений и одного парника путем сноса (демонтажа) таковых в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, исходя из того, что данный срок для устранения нарушений является разумным, достаточным.
Стороной ответчика заявлено ходатайство о применении к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности со ссылкой на имеющийся в материалах дела № акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленный истцом.
В соответствии с п.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Узнать, кто является надлежащим ответчиком по данному спору, с достоверной степенью очевидности, истец не мог ранее ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее даты, следующей за днем государственной регистрации прав Тойгонбаевой А.К. на объединенный земельный участок на основании документов о его межевании, содержащих данные об отсутствии на таковом зданий, строений, сооружений, незавершенных строительством объектов, учитывая также технические характеристики спорных объектов, позволяющие в любой момент времени без существенных затруднений их перемещать и не предполагающие регистрации права собственности на них в силу закона.
Кроме того, из материалов дела № усматривается, что разрешенный в рамках него спор связан только и исключительно с использованием земельного участка с кадастровым №, собственником которого являлась ФИО3
В этой связи акт проверки органом муниципального контроля гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющийся в материалах поименованного гражданского дела, составлен о проверке ФИО3 в отношении использования ею земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым № и сведений относительно земельного участка с кадастровым №, находящегося по адресу: <адрес>, равно как и о двух земельных участках, из объединения которых он был образован, не содержит.
Из изложенного следует, что удостоверенных и объективных доказательств пропуска администрацией МО Демидовское Заокского района Тульской области срока исковой давности представлено не было, ввиду чего ходатайство стороны ответчика о применении последствий такого пропуска подлежит оставлению без удовлетворения.
Ввиду того, что администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины при подаче иска к Тойгонбаевой А.К. была освобождена, согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с Тойгонбаевой А.К. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 107, 109 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области (ИНН №) удовлетворить.
Признать незаконным использование Тойгонбаевой А.К. (паспорт №) земельного участка с кадастровым №, площадью 1842 +/-15 кв.м. по адресу: <адрес>, не в соответствии с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Обязать Тойгонбаеву А.К. снести (демонтировать) два пристроенных друг к другу деревянных строения: строение одноэтажное, площадью 29,5 кв.м. и строение одноэтажное, площадью 16,5 кв.м., а также парник, расположенные на земельном участке с кадастровым №, площадью 1842 +/-15 кв.м. по адресу: <адрес>, в целях устранения нарушений земельного законодательства, выраженных в незаконном использовании земельного участка, с кадастровым №, площадью 1842 +/-15 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, не в соответствии с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Взыскать с Тойгонбаевой А.К. государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 21 сентября 2023 года.
Председательствующий М. С. Солдатова