№
УИД-05RS0№-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023г. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., при секретаре судебных заседаний ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД ФИО3 к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) об устранении на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции (далее – АГЗС) нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
<адрес> РД ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1 об устранении на опасном производственном объекте АГЗС нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологической и промышленной и пожарной безопасности, обосновывая свои требования следующими доводами.
<адрес> РД во исполнение поручение прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства пожарной и промышленной безопасности АГЗС, функционирующими на территории <адрес> РД.
Проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН 050200048450, ОГРНИП № от 04.02.2004г.) осуществляется эксплуатация АГЗС под названием «ЕР».
Указанная АГЗС является многофункциональной, где осуществляется реализация сжиженного углеводородного газа - пропан и жидкого газомоторного топлива.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Кавказского управления Ростехнадзора, ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта (АГЗС) ИП ФИО1 допущены многочисленные и грубые нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон).
В соответствии со ст. 37 Закона руководители организаций в области пожарной безопасности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц служб пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Закона к нормативным документам относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования о пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон №123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вместе с тем, в нарушении требований ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пп. 6.21, 6.28, 8.40, 8.49, 8.50, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» на АЗГС «ЕР»:
- заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ, не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
- покрытие проездов и площадок для АЦ с жидким моторным топливом не проектировано стойким к воздействию нефтепродуктов;
- для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ на складской площадке, а также резервуаров транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара.
Более того, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № к данному Закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закон о промышленной безопасности под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
При этом, из положений ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности следует, что соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности обязана организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Между тем, в нарушение п. 1 ст.9, 10, 14.1, 15 №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» п.п.24, 76, 92, 93, 94, 169, 228, 229 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» и ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» АГЗС «ЕР»:
- не представлена проектная документация на АГЗС;
- не обеспечен аварийным останов технологического оборудования автозаправочной станции;
- отсутствуют документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
- не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
- не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- не представлено положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
- не представлено Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
- отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;.
- сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям, средства измерений эксплуатируются с истекшим сроком проверки, на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению, не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале, не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 названного Федерального закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и др.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В ходе проверки установлено, что в АГЗС «ЕР» не в полной мере выполняются требования вышеуказанного законодательства.
Так, в нарушении СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» решение по установлению санитарно-защитной зоны для АГЗС отсутствует. Данная АГЗС согласно требованиям относится к 5 классу объектов. Санитарнозащитная зона составляет 50 м. Не разработан проект санитарно-защитной зоны. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем при этом допускаются нарушения конституционных прав граждан, право на жизнь, охрану здоровья, предусмотренные ст. ст. 20, 41 Конституции РФ.
Изложенное свидетельствует о грубом нарушении ИП ФИО1, требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и установленных стандартов, норм и правил ППБ 01-03, ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Вышеуказанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на АЗС, необходимо привести в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что круг лиц посещающих АЗС постоянно меняется, поэтому определить конкретных лиц, не представляется возможным. Настоящее заявление инициируется в интересах неопределенного круга лиц.
При этом следует отметить, что в силу основных положений Конституции РФ и требований действующего законодательства России защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Особая роль в их юридической защите отводится не только органам прокуратуры, но и суду, призванным осуществлять защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать прав и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. В качестве одного из способов защиты статья 12 гражданского кодекса РФ предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающую угрозу его нарушения.
На основании изложенного, просит суд обязать ИП ФИО1 в срок до 31.12.2023г. устранить на опасном производственном объекте АГЗС под названием «ЕР», расположенной по адресу: <адрес>, РД, выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- оборудовать сигнализаторами до взрывоопасных концентраций заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, обустроить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- нанести на покрытие дорог отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
- обеспечить покрытием, стойким к воздействию нефтепродуктов, проезды и площадки для АЦ с жидким моторным топливом;
- для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ на складской площадке, а также резервуаров транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ установить устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара;
- разработать проектную документацию на АЗГС;
- обеспечить аварийным останов технологического оборудования автозаправочной станции;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально спасательными формированиями;
- разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- разработать положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- разработать положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечить наличие документов, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
- установить сливо-наливные рукава, отвечавшие установленным требованиям;
- исключить эксплуатацию средств измерений с истекшим сроком проверки;
- проводить текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале, проводить контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств;
- получить решение по установлению санитарно-защитной зоны для АГЗС и разработать проект санитарно-защитной зоны;
- обеспечить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения, им направлено в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела без его участия.
Ответчиком ИП ФИО1 также предоставлено в суд письменное заявление о признании в полном объеме исковых требований прокурора <адрес> РД ФИО3 к нему, последствия признания иска, предусмотренные ст. 35, 39 и 173 ГПК РФ, ему ясны.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, причем суд не принимает признание иска ответчиком в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Как установлено ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Письменное заявление о признании иска подписано лично ответчиком ИП ФИО1, оно не противоречит ГПК РФ или иным федеральным законам и не нарушает прав других лиц. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему ясны.
При таких обстоятельствах суд, учитывая, что данное волеизъявление ответчика не противоречат закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, принимает признание иска ответчиком, в связи с чем считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 103, 173, 194-198 и 199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск прокурора <адрес> РД ФИО3 к ИП ФИО1 об устранении на опасном производственном объекте АГЗС нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ИП ФИО1 в срок до 31.12.2023г.. устранить на опасном производственном объекте АГЗС под названием «ЕР», расположенной по адресу: <адрес>, РД, выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- оборудовать сигнализаторами до взрывоопасных концентраций заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, обустроить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- нанести на покрытие дорог отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);
- обеспечить покрытием, стойким к воздействию нефтепродуктов, проезды и площадки для АЦ с жидким моторным топливом;
- для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ на складской площадке, а также резервуаров транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ установить устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара;
- разработать проектную документацию на АЗГС;
- обеспечить аварийным останов технологического оборудования автозаправочной станции;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально спасательными формированиями;
- разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- разработать положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- разработать положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечить наличие документов, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
- установить сливо-наливные рукава, отвечавшие установленным требованиям;
- исключить эксплуатацию средств измерений с истекшим сроком проверки;
- проводить текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале, проводить контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств;
- получить решение по установлению санитарно-защитной зоны для АГЗС и разработать проект санитарно-защитной зоны;
- обеспечить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
Взыскать с ИП ФИО1 в пользу бюджета МО «<адрес>» РД государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Акушинский районный суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Абдуллаев М.Н.