ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ахматовский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Башуева А.С.,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Грозненской городской Думы по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-122/2024 по административному иску ФИО1 к Грозненской городской Думе о признании незаконным бездействия по разработке и принятию нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлениемк Грозненской городской Думе о признании незаконным бездействия по разработке и принятию нормативно-правового акта.
В судебном заседании судом поставлен вопрос о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Стороны по делу не возражали против перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В ч. 2 названной статьи предусмотрен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном названным Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными, неправомерными и так далее) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными, неправомерными и так далее), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, критерием определения вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти либо органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер спорных правоотношений.
Как усматривается из материалов дела, требованияо признании незаконным бездействия по разработке и принятию нормативно-правового акта, заявленные в порядке административного судопроизводства, не могли расцениваться как возникшие из административных и иных публичных правоотношений, и потому такие исковые требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства).
Таким образом, вид судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодательства, суд в случае прекращения производства по административному делу, должен рассмотреть данное дело в порядке гражданского судопроизводства, если не имеется иных препятствий для его рассмотрения в том же суде.
С учетом изложенного, суду первой инстанции одновременно с прекращением административного судопроизводства следует принять решение для рассмотрения настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч.5 ст.16.1КАС РФсуд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.1, 194 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному исковому заявлению ФИО1 к Грозненской городской Думе о признании незаконным бездействия по разработке и принятию нормативно-правового актапрекратить.
Исковое заявлениеФИО1 к Грозненской городской Думе о признании незаконным бездействия по разработке и принятию нормативно-правового актарассмотреть в порядке гражданского судопроизводства.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Чеченской Республики в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий А.С. Башуев