УИД 56RS0042-01-2022-001183-04
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3209/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 июня 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Николаева Александра Петровича на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Николаева Александра Петровича,
установила:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2022 года Николаев А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Защитник Николаева А.П. – Барыкина И.В. обратилась в Оренбургский областной суд с жалобой на вышеуказанное постановление судьи районного суда в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 7 февраля 2023 года в удовлетворении ходатайства защитника о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано, жалоба оставлена без рассмотрения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Николаев А.П. просит об отмене постановления судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2022 года и прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административная наступает ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 2 статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 31 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (далее - постановление Главного государственного санитарного врача № 7).
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 названного постановления на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) возложена обязанность по заполнению анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации постановлено обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
На основании подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача № 7 в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации необходимо пройти, однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» для прибывающих на (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Основанием для привлечения Николаева А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении судьи районного суда обстоятельства о том, что Николаев А.П., прибыв 12 июня 2021 года на территорию Российской Федерации в аэропорт г. Екатеринбурга авиарейсом из Республики Таджикистан, не выполнил требования подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7, а именно:
не выполнил требования по заполнению на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс);
не выполнил требования в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти, однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР;
в течение четырех календарных дней после прилета не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 или вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев на ЕПГУ, путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» для прибывающих на (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановление о назначении Николаеву А.П. административного наказания не исполнено.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года № 22 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7» действие подпункта 2.2 пункта 2 указанного постановления, признано утратившим силу.
Таким образом, приведенные выше положения постановления Главного государственного санитарного врача № 7 в части возложения обязанности на граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР; в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации разместить в обязательном порядке сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации на ЕПГУ, путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» для прибывающих на (https:www.gosuslugi.ru/400705/1), утратили силу.
Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Следовательно, из постановления подлежит исключению указание на то, что Николаев А.П. в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР; в течение четырех календарных дней после прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации против COVID-19 на ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» для прибывающих на (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года № 22 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7» действие подпункта 2.1 пункта 2 указанного постановления не признано утратившим силу, оснований для отмены судебного акта и прекращении производства по делу, не имеется.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы Николаева А.П. о том, что он прошел вакцинацию против COVID-19 и имеет сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции от 24 февраля 2021 года, а также прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и 15 июня 2021 года разместил информацию о вакцинации против COVID-19 на ЕПГУ для прибывающих на территорию Российской Федерации, не опровергают выводов судьи районного суда о нарушении Николаевым А.П. подпункта 2.1 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача № 7.
Таким образом, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о совершении Николаевым А.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые для рассмотрения дела сведения.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении 11 февраля 2022 года Николаев А.П. извещался надлежаще должностным лицом по месту регистрации: <адрес> (аналогичный адрес регистрации указан заявителем и в настоящей жалобе), соответствующее уведомление направлялось заказным письмом, которое после неудачной попытки вручения адресату, возвращено в административный орган, что подтверждается уведомлением, списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 105-108).
Копия протокола об административном правонарушении также направлялась Николаеву А.П. по вышеуказанному адресу заказным письмом, что подтверждается извещением, списком почтовых отправлений (л.д. 4, 5).
Оснований для признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством не имеется.
О времени и месте рассмотрения дела 21 марта 2022 года Николаев А.П. извещался по месту регистрации: <адрес>, судебная корреспонденция после неудачной попытки вручения адресату возвращена в суд, что подтверждается судебной повесткой, конвертом (л.д. 18, 19).
Дело рассмотрено судьей районного суда с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие надлежаще извещенного Николаева А.П., право которого на судебную защиту не нарушено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в силу части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание. При этом положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивают право суда на снижение размера административного штрафа наличием обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
С учетом конкретных обстоятельств дела, а именно: характера совершенного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности, конституционного принципа соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, отсутствие негативных последствий и причиненного ущерба, считаю возможным снизить размер штрафа до 7500 рублей, что отвечает требованиям разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
жалобу Николаева Александра Петровича удовлетворить частично.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Николаева Александра Петровича изменить:
исключить указание на нарушение Николаевым Александром Петровичем требований подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» выразившееся в том, что Николаев Александр Петрович в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР; в течение четырех календарных дней после прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации против COVID-19 на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» для прибывающих на (https://www.gosuslugi.ru/400705/1);
размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снизить с 15000 рублей до 7500 рублей.
В остальной части постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2022 года оставить без изменения.
Судья Н.В. Волынчук