Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2024 (2-820/2023;) ~ М-446/2023 от 20.03.2023

Дело № 2-53

                                          2024 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2024 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи Реммер М.А., при секретаре – Первухина К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Алушта гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым к Козлов А.В., третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о сносе самовольной постройки,

                             установил:

Администрация города Алушты РК обратилась в суд с исковым заявлением к Козлов А.В., в котором просит обязать ответчика снести объект капитального строительства с кадастровым номером площадью 252,9 кв.метров, назначение – жилое, этажность – 3 этажа, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес> в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиком решения суда в течении тридцати дней с момента вступления его в законную силу, предоставить Администрации <адрес> Республики Крым право осуществить действия по сносу объекта капитального строительства с кадастровым номером площадью 252,9 кв.метров, назначение – жилое, этажность – 3 этажа, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес> с последующим взысканием с Козлов А.В. понесенных расходов.

Исковые требования мотивированны тем, что на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности Козлов А.В. расположен объект капитального строительства: этажность – 3 этажа, площадь 252,9 кв.метров, назначение – жилое, кадастровый . При этом, здание с западной стороны возведено без соблюдения минимальных отступов от границ земельного участка (1 метр), тем самым не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, к которым согласно ст. 38 ГрК Российской Федерации относятся минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки суду не предоставили. Администрацией гор. Алушта РК отказ от иска не подавался.

Суд, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ).

Управлением муниципального контроля Администрации гор. Алушта РК осуществлено внеплановое выездное обследование ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9), уведомление о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), из которых следует: проведен осмотр, обследование объекта земельных отношений , РК, <адрес>, на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером , этажность – 3, площадь – 252,9 кв.метров, назначение – жилое. В ходе визуального осмотра объекта капитального строительства установлено, что объект с западной стороны земельного участка возведен без соблюдения минимальных отступов (3 метра) от границ земельного участка.

Судом установлено, что Козлов А.В. на праве собственности принадлежит: земельный участок площадью 310 кв.метров, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – ведение садоводства, расположенный по адресу: РК, городской округ Алушта, <адрес>, <адрес>, кадастровый ; здание – жилое, площадью 252,9 кв.метров, 2021 года завершения строительства, расположенное по адресу: РК, городской округ Алушта, <адрес>, кадастровый , что следует из выписок из ЕГРН (л.д. 104-122).

Из технического плана здания, в том числе с декларацией об объекте недвижимости (л.д.157-199), а также рабочего проекта «строительства индивидуальных жилых домов по адресу: РК, <адрес> дом» заказчик – ИП ФИО5 (л.д. 57-94),    следует, что жилой дом, год завершения строительства – 2021; площадь объекта недвижимости – 252,9 кв.метров; количество этажей 3, в том числе подземных – 1.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 207-234), жилое здание, с кадастровым номером , расположенное по адресу: РК, <адрес>, полностью находится в границах земельного участка площадью 310,00 кв.метров, с кадастровым номером , расположенного по адресу: РК, <адрес>, РФ, принадлежащего Козлов А.В.. Характеристики жилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: РК, <адрес>, соответствуют техническим характеристикам объекта недвижимости, указанного в правоустанавливающих документах на здание, с кадастровым номером . Жилое здание, с кадастровым номером , расположенное по адресу: РК, <адрес>, соответствует действующим на момент его строительства строительным нормам и правилам, противопожарным и санитарным нормам и правилам. Жилое здание, с кадастровым номером , расположенное по адресу: РК, <адрес>, частично не соответствует действующим на момент его строительства градостроительным нормам и правилам: - расстояние от данного объекта до границы, отделяющей земельный участок от улично-дорожной сети (2,50 метров при нормативном расстоянии 5,00 метров) менее нормативного; - в результате возведения исследуемого строения было превышено нормативное значение коэффициентов застройки (0,41 при максимально допустимом значении коэффициента - 0,2) и использования земельного участка с кадастровым номером (0,75 при максимально допустимом значении коэффициента 0,4). Учитывая конструктивные особенности исследуемого строения, месторасположение, конфигурацию и рельеф земельного участка, в границах которого оно возведено, устранить выявленные нарушения, чтобы нормы и правила были соблюдены, без нанесения ущерба правам и интересам иных лиц технически невозможно. Снос здания без угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и несоразмерного ущерба имуществу иных граждан возможен. Жилое здание, с кадастровым номером , расположенное по адресу: РК, <адрес>, не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (утвержденным Решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 года № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», с изменениями внесенными решением Алуштинского городского совета от 24 января 2020 года № 7/5 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 года № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» с приложениями), в части минимального расстояния от границ земельного участка (ст. 38 указанных Правил): расстояние от данного объекта до границы, отделяющей земельный участок от улично-дорожной сети (2,50 м при нормативном расстоянии 5,00 м) менее нормативного; - расстояние от данного объекта до границы земельного участка с кадастровым номером (0,20 м при нормативном расстоянии 3,00 м) менее нормативного. Учитывая конструктивные особенности исследуемого строения, месторасположение, конфигурацию и рельеф земельного участка, в границах которого оно возведено, устранить выявленные нарушения полностью технически невозможно. Снос здания без угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и несоразмерного ущерба имуществу иных граждан возможен. Несоответствие расстояния от исследуемого объекта до границы земельного участка с кадастровым номером частично связано с возведением крыльца к данному жилому дому шириной более 0,50 метров (расстояние до границы земельного участка без учета крыльца с лестницей составляет 2,10 метров). Устранить нарушение в части отступа от границы земельного участка с кадастровым номером возможно частично при условии проведения реконструкции исследуемого жилого дома путем демонтажа наружной капитальной лестницы, сокращения ширины крыльца до 0,50 метров и благоустройства земельного участка путем устройства лестницы, конструктивно не связанной с исследуемым строением. Объект недвижимости – жилое здание, с кадастровым номером , расположенное по адресу: РК, <адрес>, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие)(абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке").

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

Статья 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (утвержденных Решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 года № 59/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», с изменениями на дату осуществления строительства) определяет требования к Зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках:Ж-1-2(03), Ж-1-2(04), Ж-1-2(05), Ж-1-2(06), Ж-1-2(07), Ж-1-2(08), Ж-1-2(09), Ж-1-2(10), Ж-1-2(11), Ж-1-2(12), Ж-1-2(13), Ж-1-2(14), Ж-1-2(15), Ж-1-2(16), Ж-1-2(17), Ж-1-2(18), Ж-1-2(19), Ж-1-2(20), Ж-1-2(21), Ж-1-2(22), Ж-1-2(23), Ж-1-2(24), Ж-1-2(25), Ж-1-2(26), согласно которой, параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства с видом разрешенного использования 13. 2 «ведение садоводства» определены: 2.1 Минимальный отступ от красной линии улиц до зданий, строений, сооружений (кроме подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц) при осуществлении строительства – не менее 5 м; Минимальный отступ от красной линии проездов до зданий, строений, сооружений (кроме подпорныхстен, капитальных заборов, дорог, лестниц) при осуществлении строительства – не менее 3 м; Минимальный отступ от красной линии улиц, проездов до подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц – не подлежит установлению; До установления в соответствии с требованиями законодательства красных линий улиц, проездов минимальные отступы до зданий, строений, сооружений (кроме подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц) принимать от границы земельного участка, отделяющей данный земельный участок от территории общего пользования. 2.2. По санитарно-бытовым условиям минимальное расстояние от границ земельного участка до: ? основного строения – 3 м; ? других хозяйственных построек (хозяйственных блок, гараж, сарай, баня и др.) – 1 м; ? подпорных стен, капитальных заборов, дорог, лестниц – не подлежит установлению. 2.3. Расстояние от основных строений до отдельно стоящих хозяйственных и прочих строений должно соответствовать требованиям действующих СП, СНиП, СанПиН, технического регламента о требованиях пожарной безопасности. 2.4. Максимальное количество надземных этажей вспомогательных строений – 2, максимальная высота от уровня чистого пола первого надземного этажа до верха нежилых зданий – 9 метров. 2.5. Параметры застройки: 2.5.1 Расчетный показатель отношения площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади территории – не более 0,3 2.5.2 Расчетный показатель максимально допустимого коэффициента использования территории – 0,6.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, как собственник земельного участка с кадастровым номером и жилого здания с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером и жилого здания с кадастровым номером , дала нотариальное согласие (зарегистрировано в реестре Козлов А.В. – собственнику земельного участка с кадастровым номером и жилого здания с кадастровым номером , на размещение Козлов А.В. в границах принадлежащего ему земельного участка любых объектов капитального строительства, в том числе объекта капитального строительства с кадастровым номером , на расстоянии до принадлежащих ей земельных участков и жилых зданий, меньше предусмотренного Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта (л.д. 143).

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ) (абз. 6 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке").

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что спорное строение на момент его возведения соответствует признакам самовольной постройки.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе (п.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке").

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», последствиями возведения (создания) самовольной постройки являются ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями на основании решения суда (пункт 2 статьи 222 ГК РФ) или на основании решения органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии с его компетенцией, установленной законом (пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ), если судом не будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее сохранения.

При этом, исследовав предоставленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что имеется возможность сохранения спорного жилого дома как самовольной постройки, поскольку, по мнению суда нарушения, допущенные при его возведении не могут влечь за собой снос жилого дома, в приведение его в полное соответствие с требованиями градостроительным норм и правил технически невозможно; его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст. 222 ГК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым к Козлов А.В., третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о сносе самовольной постройки – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в порядке предусмотренном ст.321 ГПК Российской Федерации.

Судья:

Полный текст решения суда изготовлен 21 февраля 2024 года.

2-53/2024 (2-820/2023;) ~ М-446/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г. Алушты
Ответчики
Козлов Александр Валентинович
Другие
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Реммер Марта Александровна
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
20.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
14.02.2024Производство по делу возобновлено
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее