Дело <№ скрыт>
УИД 05RS0<№ скрыт>-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 05 мая 2023 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Рашидова М.А.,
при секретаре – ФИО1,
с участием представителя истца по доверенности – ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> к МКОУ «Ново-Усурская СОШ» и администрайии МР «<адрес скрыт>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> (далее - ТОУ Роспотребнадзора по РД) обратился в суд с данным исковым заявлением, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка организации бесплатного горячего питания учащихся школы. По результатам проверки выявлены нарушения действующих обязательных требований санитарных правил СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт>. Просит признать действия МКОУ «Ново-Усурская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил неправомерными, обязать МКОУ «Ново-Усурская СОШ» <адрес скрыт> в течение 2-х месяцев после вступления решения суда в законную силу в пищеблоке МКОУ «Ново-Усурская СОШ» устранить выявленные нарушения, обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» в течение двух календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МКОУ "Ново-Усурская СОШ" <адрес скрыт>.
Представитель истца – ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> ФИО2 в судебном заседании иск поддержал и просил удовлетворить его.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, ходатайства об отложении не заявили, письменные документы об уважительности причин совей неявки не представили, в связи с чем, суд считает их неявку не связанной с причинами уважительного характера и считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от 30.06.2004г. <№ скрыт> «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» данный орган является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. <№ скрыт>, государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.(ст. 39 указанного Федерального Закона).
Согласно п.1-5 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что МКОУ «Ново-Усурская СОШ» является юридическим лицом. Согласно уставу, школа является некоммерческой организацией, учредителем которой является администрация МР «<адрес скрыт>».
Согласно п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 60833) Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - Правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В силу п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 60833), предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием (п. 2.4.6.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Помещение для приготовления пищи оборудуется необходимым технологическим, холодильным, моечным оборудованием, инвентарем и посудой (п. 8.6.3 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, - москитными сетками (п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на предприятии общественного питания не принимаются (п. 2.2 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами (п. 3.13 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20).
Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Завтрак для обучающихся 1 - 4 классов должен содержать 12 - 16 г белка, 12 - 16 г жира и 48 - 60 г углеводов, для обучающихся старших классов - 15 - 20 г белка, 15 - 20 г жира и 60 - 80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки (п. 2.3 МР ДД.ММ.ГГГГ-20).
Как видно из материалов дела, в соответствии с Решением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> вп в МКОУ «Ново-Усурская СОШ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка организация горячего питания учащихся школы.
Согласно акту выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> выявлены нарушения санитарного законодательства.
По факту выявленных нарушений ведущим специалистом- экспертом ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> ФИО3 составлены протоколы об административных правонарушениях, на основании которых вынесены постановления об административных правонарушениях.
Какие-либо доводы и доказательства в опровержение доводов иска в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МКОУ «Ново-Усурская СОШ» нарушаются указанные пункты Санитарных правил, устанавливающие требования к организации питания учащихся.
В связи с этим, иск ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> к МКОУ «Ново-Усурская СОШ» являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24, 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.ст.46,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> удовлетворить.
Признать действия муниципального казенного образовательного учреждения «Ново-Усурская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>» при организации питания учащихся с нарушениями действующих санитарных правил, неправомерными.
Обязать МКОУ «Ново-Усурская СОШ» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пищеблоке муниципального казенного образовательного учреждения «Ново-Усурская СОШ»:
1. осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, с применением лабораторных исследований в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
2. в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, предусмотреть следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, в соответствии п. 2.4.6.1. СП 2.4. 3648-20;
3. помещение для приготовления пищи оборудовать необходимым технологическим, холодильным, моечным оборудованием, в соответствии п. 8.6.3 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
4. окна помещений оборудовать солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, в соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ. СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
5. проводить учет витаминизации третьих и сладких блюд; учета суммарного количества микронутриентов, поступающих с рационами при организации дополнительного обогащения рациона;
6. Продукты питания: Хлеб, Мандарины, Помидоры, Картофель, Капуста, Морковь, Лук, Свекла и Бананы доставляемые в пищеблок школы, не принимать без товаросопроводительной документации, в соответствии п. 2.2. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20);
7. в складском помещении производить учет измерении относительной влажности и температуры воздуха, данные заносить в журнал, в соответствии п. 3.13. СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
8. при оценке меню в ежедневном рационе блюд использовать все основные группы продуктов, предусмотренные рекомендуемыми наборами продуктов, в соответствии с п. 2.3. МР ДД.ММ.ГГГГ-20);
9. проводить в школе «Родительский контроль за организацией горячего питания».
Обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в муниципальном казенном образовательном учреждении «Ново-Усурская СОШ» <адрес скрыт>.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Ново-Усурская СОШ» и администрацию МР «<адрес скрыт>» Республики Дагестан опубликовать сведения о принятии решения суда в официальном печатном издании <адрес скрыт> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Рашидов
Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.