Материалы № 3/2-3/2018 <данные изъяты>
Постановление
23 января 2018 г. г. Москва
Судья 235 гарнизонного военного суда Романенков И.М., при секретаре Скрипниченко Е.А., с участием: прокурора – военного прокурора Подольского гарнизона полковника юстиции Билыка В.А., обвиняемого БВС, его защитника – адвоката Уланова В.В., представившего удостоверение 0000 и ордер 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя потерпевших – адвоката Кудрявцева Б.Ю., представившего удостоверение 0000 и ордер 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, а также заместителя руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Подольскому гарнизону майора юстиции НИА, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда постановление последнего о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащего войсковой части 0000 старшего лейтенанта БВС, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,
установил:
БВС обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, совершенного, по мнению органов предварительного следствия, при следующих обстоятельствах.
Так, БВС 27 ноября 2017 г., около 8 час. 15 мин., двигаясь на автомобиле <данные изъяты>, следуя по автодороге А101 «Москва-Рославль», в районе <адрес> в <адрес>, совершил наезд на пешеходов НАН и НДН, двигавшихся по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате дорожно-транспортного происшествия НАН получила телесные повреждения и была госпитализирована, а НДН от полученных травм скончалась на месте.
27 ноября 2017 г. старшим следователем 1 отдела СЧ по РОПД УВД по ТИНАО г. Москвы майором юстиции Мишуровым возбуждено уголовное дело в отношении БВС Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела послужили: рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный в порядке ст. 143 УПК РФ, а также материалы проверки.
В 15 часов того же дня БВС задержан в порядке ст. 91 УПК РФ и ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.
Кроме этого, в указанную дату на основании постановления Троицкого районного суда г. Москвы БВС избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, то есть до 26 января 2018 г.
11 декабря 2017 г. уголовное дело направлено по подследственности в военный следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации по Подольскому гарнизону (далее – ВСО СК РФ по ПГ) и в ту же дату принято заместителем руководителя данного отдела майором юстиции НИА к своему производству.
17 января 2018 г. срок предварительного следствия по делу продлен руководителем ВСО СК РФ по ПГ на 1 месяц, а всего до 3 месяцев, то есть до 27 февраля 2018 г.
Заместитель руководителя ВСО СК РФ по ПГ майор юстиции НИА с согласия руководителя отдела вынес постановление, в котором ходатайствует перед 235 гарнизонным военным судом о продлении срока содержания обвиняемого БВС под стражей на 1 месяц, а всего до 3 месяцев, то есть до 27 февраля 2018 г.
В обоснование ходатайства НИА указал, что срок содержания под стражей обвиняемого БВС истекает 26 января 2018 г. и составит 2 месяца, однако оставшегося времени не достаточно, поскольку необходимо получить заключения назначенных по уголовному делу судебных экспертиз, допросить свидетелей, при необходимости провести очные ставки между участвующими лицами, предъявить окончательное обвинение БВС и выполнить требования ст. 215-220 УПК РФ. Принимая во внимание характер совершенного БВС преступления, которое относится к категории средней тяжести, что является необходимым условием законности избрания меры пресечения в виде содержания под стражу, учитывая, что БВС может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным способом воспрепятствовать производству по уголовному делу, о чем свидетельствует факт его проживания в одном населенном пункте с потерпевшими, а также учитывая, что ранее БВС неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД РФ, в совокупности дает основания полагать наличие возможности у БВС скрыться от органов предварительного следствия или суда и продолжить заниматься преступной деятельностью. Изложенные обстоятельства, по мнению НИА, свидетельствуют о невозможности избрания в отношении БВС иной, более мягкой, меры пресечения.
В судебном заседании заместитель руководителя ВСО СК РФ по ПГ НИА свое ходатайство поддержал и просил суд удовлетворить таковое.
Представитель потерпевших – адвокат Кудрявцев просил суд удовлетворить ходатайство о продлении срока содержания под стражей БВС, пояснив, что его доверители настаивают на упомянутой мере пресечения для данного обвиняемого.
Обвиняемый БВС и его защитник – адвокат Уланов, каждый в отдельности, возражали против удовлетворения ходатайства о продлении срока содержания под стражей. При этом защитник ходатайствовал об изменении БВС меры пресечения на более мягкую, в частности, на домашний арест, указав, что следствием не представлено доказательств того, что его подзащитный может воспрепятствовать производству предварительного следствия и скрыться от органов предварительного следствия.
Прокурор возражал против удовлетворения ходатайства заместителя руководителя ВСО СК РФ по ПГ НИА и полагал необходимым избрать в отношении БВС меру пресечения в виде домашнего ареста с возложением на обвиняемого соответствующих ограничений.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы уголовного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ на срок до 6 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.ст. 97 и 99 УПК РФ.
Как видно из представленных материалов рассматриваемое ходатайство направлено в суд уполномоченным должностным лицом в рамках возбужденного уголовного дела и в строгом соответствии с требованиями ст. 109 УПК РФ.
Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого БВС обвиняется в совершении преступления средней тяжести.
Как усматривается из копии постановления судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 г., основаниями для избрания БВС меры пресечения в виде заключения под стражу явились факт привлечения его 37 раз в период со 2 января 2017 г. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, обвинение в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание на срок свыше трех лет, не имеет постоянного источника дохода, что позволило сделать вывод о том, что обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью.
Вместе с тем, в настоящее время установлено, что БВС является военнослужащим, то есть лицом, имеющим постоянный источник дохода, транспортное средство, что не оспаривалось сторонами, у него изъято и признано вещественным доказательством по делу, что свидетельствует о том, что фактически обстоятельства, которые явились основанием для избрания БВС меры пресечения в виде заключения под стражу, имевшиеся ранее, в настоящее время изменились.
При этом обвинение БВС в совершении преступления средней тяжести, являющегося неосторожным деянием, не может быть признанным в качестве достаточного основания для продления срока содержания под стражей.
Решая вопрос о мере пресечения в отношении БВС, суд принимает во внимание его семейное положение, его состояние здоровья, наличие постоянного места жительства на территории г. Москвы, а также факт полного им признания своей вины в рамках предъявленного обвинения, что усматривается из исследованных материалов и подтверждено в судебном заседании.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что для удовлетворения ходатайства заместителя руководителя ВСО СК РФ по ПГ НИА о продлении срока содержания под стражей БВС достаточных оснований не имеется, а сама по себе тяжесть инкриминируемого ему деяния, а также факт проживания обвиняемого недалеко от потерпевших, не может являться таковым основанием.
В данной связи суд полагает необходимым в удовлетворении ходатайства НИА отказать.
В соответствии со ст. 99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 настоящего Кодекса, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
С учетом данных о личности обвиняемого, наличия у него возможности постоянного проживания в г. Москве, суд считает подлежащим удовлетворению ходатайство стороны защиты и избрания БВС меры пресечения в виде домашнего ареста по месту жительства его отца, не возражавшего против отбывания данной меры его сыном в принадлежащем ему жилом помещении по адресу: <адрес>, то есть жилом помещении, которое находится более чем в 30 км от места жительства потерпевших, что позволит избежать возможного давления на них со стороны обвиняемого.
Статья 107 УПК РФ гласит, что домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены статьей 108 УПК РФ, с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.
Представленными материалами подтверждаются правовые основания для избрания в отношении обвиняемого БВС меры пресечения в виде домашнего ареста, которая при изложенных обстоятельствах сможет гарантировать явку обвиняемого в следственный орган, исключить возможность воспрепятствования органу предварительного следствия в сборе объективных доказательств, обеспечит своевременное производство с участием названного обвиняемого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 107 и 109 УПК РФ,
постановил:
В удовлетворении ходатайства заместителя руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Подольскому гарнизону майора юстиции НИА о продлении срока содержания под стражей в отношении БВС, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, – отказать.
Обвиняемого БВС освободить из-под стражи в зале суда.
Избрать в отношении обвиняемого БВС, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, меру пресечения в виде домашнего ареста с отбыванием по адресу: <адрес> сроком на 1 (один) месяц, то есть по 22 февраля 2018 г. включительно.
В соответствии со ст. 107 УПК РФ при отбытии домашнего ареста установить БВС следующие ограничения: запретить покидать жилище, расположенное по адресу: <адрес>, без разрешения следователя или суда, за исключением случаев посещения медицинских учреждений при наличии соответствующих оснований, а также прогулок не более одного часа в день на территории, прилегающей к дому, в котором он проживает, запретить менять указанное место проживания без разрешения следователя или суда, запретить общение с потерпевшими и свидетелями по настоящему уголовному делу, запретить вести переговоры с использованием средств связи, включая стационарные и мобильные телефоны, электронной почты сети «Интернет» по обстоятельствам, касающимся производства по настоящему уголовному делу, запретить отправлять и получать посылки, бандероли, письма, телеграммы.
Разъяснить БВС что при нарушении избранной в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста и установленных ограничений, данная мера пресечения может быть изменена на меру пресечения в виде заключения под стражу.
Возложить осуществление контроля за нахождением БВС в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением наложенных судом запретов и ограничений на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (Филиал № 9 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 3 Институтская, д. 5, к. 2).
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд в течение 3 суток со дня его вынесения.
Судья И.М. Романенков
Верно.
Судья 235 гарнизонного военного суда И.М. Романенков
Секретарь судебного заседания Е.А. Скрипниченко