Дело №12-37/2023
22RS0№-58
РЕШЕНИЕ
05 июля 2023 г. г. Алейск
Судья Алейского городского суда Алтайского края Брендина Н.В., рассмотрев жалобу Генке Анатолия Владимировича на определение главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Елены Александровны от 23 марта 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Алейскводоканал»,
УСТАНОВИЛ:
10 июня 2022 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных из Алейской межрайонной прокуратуры поступило заявление от инициативной группы жителей г.Алейска по защите прав неограниченного круга лиц для рассмотрения в части несоответствия поставляемой ООО «Алейскводоканал» жителям г.Алейска питьевой воды санитарным требованиям, привлечения ООО «Алейскводоканал» к административной ответственности по ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). В заявлении указано, что вода, поставляемая жителям не соответствует критериям безопасности, качества, несет в себе потенциальную опасность для здоровья неограниченного круга лиц и их имущества, обнаружение ОКБ в воде свидетельствует о ее фекальном загрязнении, что указывает на потенциальную эпидемическую опасность и возможное попадание этим же путем возбудителей кишечных инфекций, кроме того, в газете «Маяк Труда» от 21.04.2022, от 19.05.2022 ООО «Алейскводоканал» размещена информация о том, что в связи с плановыми работами на сетях водопровода в период с 25.04.2022 по 24.05.2022, с 25.05.2022 по 15.06.2022 возможен неравномерный гидравлический режим и поступление в водопроводную сеть питьевой воды с повышенным содержанием железа и мутности.
Определением главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Е.В. от 07 июля 2022 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ в отношении ООО «Алейскводоканал» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решением Алейского городского суда от 25 октября 2022 года определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июля 2022 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Алтайского краевого суда от 29 ноября 2022 года решение Алейского городского суда от 25 октября 2022 года оставлено без изменения, а жалоба главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Е.А. оставлена без удовлетворения.
Главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Е.А. 23 марта 2023 года, рассмотрев коллективное обращение граждан о привлечении ООО «Алейскводоканал» к административной ответственности, предусмотренной ст.6.5 КоАП РФ, вынесла определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, Генке А.В. была подана жалоба, в которой он просил вышеуказанное определение отменить, как незаконное и необоснованное в связи с тем, что главным специалистом-экспертом Маляр Е.А. не были приняты меры для устранения нарушений, которые были выявлены и изложены в мотивированной части решения суда первой инстанции. ТО Роспотребнадзор не намерен исполнять решение суда первой инстанции. Определение Маляр Е.А. от 23 марта 2023 года, является копией определения от 07 июля 2022 года. Таким образом, заявитель считает, что административное расследование не проводилось, решение суда первой инстанции исполнено не было. Необоснованная волокита Маляр Е.А. стало причиной истечения сроков давности привлечения к административной ответственности ООО «Алейскводоканал» за правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 КоАП РФ, в связи с чем он просит вынести в адрес ТО Роспотребнадзора частное определение по фактам нарушения законности и неисполнения решения суда, вступившего в законную силу.
В судебное заседание заявитель Генке А.В. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствии.
Главный специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора Маляр Е.В., представитель ТО Роспотребнадзора, представитель ООО «Алейскводоканала» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Главным специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора Маляр Е.В. предоставлены письменные возражения на жалобу, согласно которым решение вопроса о привлечении к административной ответственности может быть только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом. С целью проверки доводов обращения были проведены лабораторные исследования, которые нарушений нормативных показателей не выявили, в целях предупреждения нарушений ТО Роспотребнадзором в отношении ООО «Алейскводоканал» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Судья считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке, с учетом надлежащего извещения лиц.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела усматривается, что заявителем обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, копию которого заявитель получил 31.05.2023 (ШПИ 80095084904784), жалоба на данное определение направлена в суд 08.06.2023. Таким образом, срок обжалования определения не пропущен.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Согласно п. 75 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Гигиенические нормативы указаны в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296).
Из представленных материалов установлено, что группа жителей г.Алейска 06 июня 2022 года обратилась в прокуратуру с заявлением в том числе о проведении проверки на наличие в действиях ООО «Алейскводоканал» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ. Данное заявление 10 июня 2022 года для рассмотрения в части несоответствия поставляемой ООО «Алейскводоканал» жителям г.Алейска питьевой воды санитарным требованиям направлено в ТО Роспотребнадзора.
По поручению ТО Роспотребнадзора специалистом лаборатории «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» произведен отбор проб и лабораторные исследования питьевой воды 20 июня 2022 года по адресам: г.Алейск, ул.Спортивная, 5, Прудская, 29, Степная, 5, Омская, 55, Пионерская, 70, Сердюка, 104.
Согласно протоколам лабораторных испытаний от 24 июня 2022 года, 04 июля 2022 года качество холодной питьевой воды по микробиологическим, органолептическим и санитарно-химическим показателям соответствуют гигиеническим нормативам СанПин 1.2.3685-2021.
Из представленной в Роспотребнадзор информации о проведении производственного контроля за качеством воды в г.Алейске за период с апреля по май 2022 года нестандартных результатов по микробиологическим и органолептическим показателям выявлено не было.
Должностным лицом ТО Роспотребнадзора было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ в отношении ООО «Алейскводоканал» от 07 июля 2022 года, поскольку неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю в сфере несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлено было.
Решением Алейского городского суда от 25 октября 2022 года определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июля 2022 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Алтайского краевого суда от 29 ноября 2022 года решение Алейского городского суда от 25 октября 2022 года оставлено без изменения, а жалоба главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Е.А. оставлена без удовлетворения.
25 января 2023 года начальником ТО Роспотребнадзора Рожневым З.Р. в адрес ООО «Алейскводоканал» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований по вопросу требования к качеству питьевой воды за период с 25 апреля 2022 года по 15 июня 2022 года, отраженных в обращении граждан.
Определением главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Е.В. от 23 марта 2023 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ в отношении ООО «Алейскводоканал» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующая порядок возбуждения дела об административном правонарушении, устанавливает, что по общему правилу сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2), которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3).
В свою очередь, часть 3.1 названной статьи, введенная Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ, устанавливает, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 данной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 этого же Кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов (часть 3.2 статьи 28.1).
Согласно примечанию к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в 2022-2023 годах введены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется, в частности, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Таким образом, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 15 июня 2023 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может.
Таким образом, поскольку в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то определение должностного лица административного органа отмене не подлежит.
При этом содержащаяся в жалобе просьба о вынесении в адрес ТО Роспотребнадзора частного определения рассмотрению не подлежит, поскольку возможность вынесения частных определений при рассмотрении дела об административном правонарушении не предусмотрена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Определение главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Алейске, Алейском, Калманском, Топчихинском, Усть-Калманском, Усть-Пристанском и Чарышском районных Маляр Елены Александровны от 23 марта 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Алейскводоканал» оставить без изменения, жалобу Генке Анатолия Владимировича - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Алтайский краевой суд через Алейский городской суд Алтайского края в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Н.В.Брендина