№ 16-5019/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 01 ноября 2023 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Смехнова Виталия Викторовича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 074/04/14.31-1873/2021 от 9 сентября 2021 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Комтранссервис» Смехнова Виталия Викторовича,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 074/04/14.31-1873/2021 от 9 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Комтранссервис» (ООО «Комтранссервис») Смехнов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Смехнов В.В. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об отмене постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 074/04/14.31-1873/2021 от 9 сентября 2021 года, решения судьи Копейского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 20 декабря 2018 года между ООО «<данные изъяты>» (региональный оператор по обращению с отходами) и ООО «Комтранссервис» (оператор) заключен договор № 49/18/КТС на оказание услуги по захоронению ТКО на полигоне ТБО «Южный», в соответствии с которым региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя обязательство по захоронению ТКО, прошедших обработку на мусоросортировочном комплексе (далее - МСК). Место захоронения ТКО - полигон ТБО «Южный», расположенный по адресу: город Копейск, поселок Старокамышинский, юго- западнее обогатительной фабрики.
Также между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Комтранссервис+» 26 декабря 2018 года заключен договор № 288/18/КТС на оказание услуг по обработке ТКО, в соответствии с условиями которого ООО «Комтранссервис+» обязуется принять ТКО на МСК и обеспечить их обработку, а хвосты после обработки, подлежащие размещению на полигоне, вернуть ООО «<данные изъяты>».
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО «<данные изъяты>» из которого следует, что ООО «Комтранссервис+» и ООО «Комтранссервис» с 1 марта 2020 года отказывают оператору в приеме отходов для обработки на территории МСК и захоронения на территории полигона.
Приказом антимонопольного органа на основании указанного обращения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела № 074/01/10-1466/2020 комиссия Челябинского УФАС вынесла решение от 6 апреля 2021 года № ЕР/4161/21.
Согласно пункту 1 указанного решения действия группы лиц в составе ООО «Комтранссервис» и ООО «Комтранссервис+» по приостановлению оказания услуги по обработке и захоронению ТКО в 2020 году признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Материалы дела решено передать должностному лицу управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности (пункт 3 решения).
В спорный период директором ООО «Комтранссервис» являлся Смехнов В.В.
По результатам рассмотрения дела директор ООО «Комтранссервис» Смехнов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление согласился с выводами о доказанности наличия в действиях Смехнова В.В. состава вмененного ему административного правонарушения при нарушении им запрета, установленного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ходе производства по делу об административном правонарушении сторона защиты приводила доводы об отсутствии в действиях Смехнова В.В. состава административного правонарушения по мотивам несовершения юридическим лицом ООО «Комтранссервис» вышеуказанных действий (бездействия); также приводились доводы о том, что решение Челябинского УФАС от 6 апреля 2021 года № ЕР/4161/21, которым установлены обстоятельства нарушения ООО «Комтранссервис» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», обжаловано в Арбитражный суд.
Аналогичные доводы об отсутствии состава административного правонарушения содержатся и в настоящей жалобе. В подтверждение доводов Смехнов В.В. ссылается на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2023 года.
Из содержания указанного постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2023 года следует, что ООО «Комтранссервис» и ООО «Комтранссервис+» обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями о признании недействительным решения Челябинского УФАС от 06.04.2021 № ЕР/4161/21 по делу №074/01/10-1466/2020. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При рассмотрении кассационных жалоб ООО «Комтранссервис» и ООО «Комтранссервис+» Арбитражный суд Уральского округа, оценив обстоятельства дела, пришел к выводу, что выводы антимонопольного органа и нижестоящих арбитражных судов о несоответствии действий ООО «Комтранссервис» и ООО «Комтранссервис+» по прекращению оказания услуг по обработке и захоронению ТКО принципу добросовестности, являются злоупотреблением доминирующим положением, приводят или могут привести к ущемлению интересов ООО «<данные изъяты>» в сфере предпринимательской деятельности, а также неопределенного круга лиц, а соответственно нарушают запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являются ошибочными.
По результатам рассмотрения дела судебные акты были отменены, требования удовлетворены, пункты 1 и 3 решения Челябинского УФАС от 6 апреля 2021 года № ЕР/4161/21 по делу № 074/01/10-1466/2020 признаны недействительными.
Признание вступившим в законную силу решением арбитражного суда недействительным пункта 1 решения Челябинского УФАС от 06 апреля 2021 года № ЕР/4161/21 по делу № 074/01/10-1466/2020, которым действия ООО «Комтранссервис» по приостановлению оказания услуг по захоронению ТКО в 2020 году признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», указывает при этом на отсутствие в действиях должностного лица ООО «Комтранссервис» Смехнова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 074/04/14.31-1873/2021 от 9 сентября 2021 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Комтранссервис» Смехнова В.В. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области № 074/04/14.31-1873/2021 от 9 сентября 2021 года, решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Комтранссервис» Смехнова Виталия Викторовича, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова