Уникальный идентификатор дела
19RS0004-01-2023-000488-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз
01 июня 2023 года Дело № 2-519/2023
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского
при секретаре А.А. Хольшиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к ФИО1 о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО3 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании 5233 руб. 01 коп. неустойки за нарушение срока выполнения мероприятий по договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав исковые требования тем, что между ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время – ПАО «Россети Сибирь», сетевая организация) и ФИО1 (заявитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по которому стороны приняли на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <адрес>, в срок 4 месяца со дня заключения настоящего договора. ФИО1 мероприятия по технологическому присоединению в границах своего участка в указанный срок не выполнил. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия с требованием об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств и, в случае отсутствия заинтересованности в исполнении договора, предложено его расторгнуть, которая оставлена без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам.
Ответчик в судебное заседание не явился. Судебная корреспонденция, направленная по адресу регистрации ответчика, а также адресу объекта недвижимости, который ответчик намеревался подключить к электрическим сетям, возвращена неврученной в связи с истечением установленного срока хранения. Таким образом, ответчик не обеспечил получение корреспонденции, тогда как отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации корреспонденции является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия несет само лицо. Кроме того, судом предприняты попытки известить ответчика в телефонном режиме по номеру телефону известному суду и используемому им для контактов с истцом в рамках заключенного договора. С учетом изложенного суд признал ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав устные пояснения представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил устанавливается следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В силу подпункта «г» пункта 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в частности, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Согласно пункту 16(5) этих Правил нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.
Пунктом 16(6) указанных Правил предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) считается нарушенным заявителем при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: а) заявитель не направил в адрес сетевой организации уведомление о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в том числе уведомление об устранении замечаний, полученных по результатам проверки выполнения технических условий; б) заявитель уклоняется от проведения проверки выполнения технических условий, в том числе от проведения повторного осмотра энергопринимающего устройства после доставки сетевой организации направленного заявителем уведомления об устранении замечаний, выявленных в результате проверки выполнения технических условий; в) заявитель не устранил замечания, выявленные в результате проведения проверки выполнения технических условий; г) заявитель ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению платы за технологическое присоединение.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, правила статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Поскольку встречным признается исполнение обязательства одной из сторон (последующего предоставления), которое в соответствии с договором обусловлено надлежащим исполнением своих обязательств другой стороной (первоначального исполнения), юридически значимыми являются обстоятельства того, какой из сторон должно быть осуществлено первоначальное, а какой последующее исполнение, а также обстоятельства установления невозможности исполнения одного требования в отсутствие исполнения другого.
Пунктом 16.3 Правил предусмотрено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Срок исполнения мероприятий является одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время – ПАО «Россети Сибирь») и ФИО1 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № №, согласно которому ПАО «Россети Сибирь» обязалось осуществить технологическое присоединение для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, а ФИО1, в свою очередь, обязался надлежащим образом исполнить обязательства, в том числе по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Согласно пункту 11 технических условий № №, заявитель осуществляет: перед прибором учета устанавливает отключающий аппарат, предусматривает возможность его опломбирования; ввод до щита учета выполняет кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП. Место прокладки кабеля или провода должно быть доступно для беспрепятственного осмотра по всей длине прокладки; на границе балансовой принадлежности электрических сетей обеспечивает поддержание качества электрической энергии в соответствии с действующей НТД РФ; определяет проектом необходимость установки приборов контроля качества электрической энергии в соответствии с действующей НТД РФ.
Из пункта 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям усматривается, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасии от 25.12.2019 № 13-п и составляет 5734 руб. 80 коп., в том числе НДС 18%.
Договором в п. 11 закреплен порядок платы заявителем за технологическое присоединение.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора (п.5).
В силу пункта 17 договора об осуществлении технологического присоединения сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки.
Сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный договором, обязана уплатить понесенные другой стороной договора расходы в размере, определенном в судебном акте, связанные с необходимостью принудительного взыскания неустойки, предусмотренной абзацем первым или вторым настоящего пункта, в случае необоснованного уклонения либо отказа от ее уплаты.
В связи с неисполнением обязательств по выполнению мероприятий предусмотренных пунктом 11 технических условий, ПАО «Россети Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлена претензия с просьбой в срок не позднее 15 дней с момента ее получения, выполнить возложенные на ответчика мероприятия по технологическому присоединению и оплатить неустойку в размере 3369 руб. В случае отсутствия заинтересованности в технологическим присоединении направить в адрес Сетевой организации заявление о расторжении договора. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, данная претензия получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что в установленный пунктом 5 договора осуществлены мероприятия, предусмотренные техническими условиями для присоединения к электрическим сетям, напротив в материалах дела имеется акт от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому со стороны заявителя (ответчика) не выполнены технические условия №; отсутствует прибор учета, в связи с чем требование о взыскании неустойки является обоснованным и подлежащим удовлетворению в предъявленной ко взысканию сумме, так как произведенный истцом расчет неустойки признан судом верным.
Рассмотрев требование о расторжении договора, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием о взыскании неустойки и предложением расторжения договора, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Принимая во внимание, что ФИО1 в нарушение положений раздела 2 договора не выполнил обязательств по выполнению мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям, что препятствовало исполнению ПАО «Россети Сибирь» своих обязательств по договору, при отсутствии у энергоснабжающей организации обязательств, которые она должна исполнить ранее выполнения обязательств ответчиком, в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ, п. 16(5), 16 (6) Правил, суд расценивает неисполнение своих обязательств по договору со стороны ответчика более двух с половиной лет с момента истечения установленного срока как существенное нарушение условий договора, что является безусловным основанием для расторжения договора и прекращения возникших правоотношений, в связи с чем исковые требования ПАО «Россети Сибирь» о расторжении договора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 6400 руб. суд на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования:
взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН №, ОГРН №) 5233 руб. 01 коп. неустойки, а также 6400 руб. расходов по государственной пошлине.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная компания Сибири» (в настоящее время – публичное акционерное общество «Россети Сибирь») и ФИО1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2023.