Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1017/2023 ~ М-763/2023 от 05.05.2023

Дело № 2-1017/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2023 года                                                                          г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подольским В.А.,

с участием представителя истца – Александровской О.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Администрации г. Алушта Республики Крым и Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Алушты Республики Крым – Стеблина А.А., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисов А.Д. к Администрации г.Алушты Республики Крым, третьи лица: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным постановление Администрации г. Алушты №84 от 20.01.2017 г., возложении обязанности совершить определенные действия, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Александровская О.Г., действуя на основании доверенности, от имени Борисов А.Д. обратилась в суд с иком к Администрации г.Алушты Республики Крым, третьи лица: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным постановление Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить определенные действия, признании права собственности.

Исковые требования мотивированы тем, что Борисов А.Д., обращался в Администрацию г. Алушты в порядке завершения оформления прав на основании решения Изобильненского сельского совета №51/49 от 27.12.2013 г. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Постановлением Администрации г.Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка, ввиду вероятности нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов археологического наследия или объектов, обладающих признаками культурного или археологического наследия, а также, поскольку испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации.

За счет Борисов А.Д. произведено межевание земельного участка, он поставлен на кадастровый учет.

Истцу понадобилось несколько лет, чтобы самостоятельно выяснить вопрос о том, находятся ли на испрашиваемом земельном участке объекты археологического наследия или объекты, обладающие признаками культурного или археологического наследия. В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерство культуры Республики Крым сообщило, что в границах земельного участка отсутствуют объекты археологического наследия или объекты, обладающие признаками культурного или археологического наследия. По истечению 4 лет, после постановки на кадастровый учет Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снял его с кадастрового учета. Действия ответчика, выразившиеся в вынесении незаконного постановления и бездействие при рассмотрении заявления Борисов А.Д., привели к нарушению его права собственности на спорный земельный участок.

Полагает, что земельный участок соответствует градостроительной документации. В апреле 2021 г. истец узнал о нарушении своих прав и в пределах трехлетнего срока, установленного ст.196 ГК РФ обратился за судебной защитой, поскольку срок подачи заявлений ответчику на завершение оформления прав истек, согласно п.7 ст.3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории республики Крым».

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Обращала внимание, что в материалах дела имеется геодезическая съёмка испрашиваемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. с его координатами, сделанная с учетом Решения о генеральном плане, а решение Изобильненского сельского совета №51/49 от 27.12.2013 г. принято после решения о генеральном плане. Причина отказа, как имеющаяся вероятность нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов, культурного или археологического наследия либо обладающих признаками культурного или археологического наследия Законом Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014 г. предусмотрена не была. Также данная формулировка не согласуется с отказом по причине «несоответствия места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории». Все смежные земельные участки имеют вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Данное исковое заявление подано в порядке ГПК РФ. Подтвердила, что о постановлении Администрации г. Алушты №84 от 20.01.2017 г. Борисов А.Д. было известно с 2017 г., ранее он его не обжаловал. Также нарушением прав истца считала, что земельный участок снят с кадастрового учета в 2018 г.

Представитель Администрации г.Алушты Республики Крым и Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Алушты Республики Крым в судебном заседании возражал против исковых требований, просил применить положения ч.2 ст.199 ГК РФ. О постановлении Борисов А.Д. было известно с 2017г., однако он его не обжаловал. Срок подачи заявление о предоставлении земельного участка в порядке постановления Совета Министров Республики Крым №313 от 02.09.2014 истек 31.12.2020 г. Неоднозначная формулировка в постановлении могла быть устранена путем обращения истца в Администрацию г. Алушта либо в специализированное учреждение. Получив из Министерства культуры Республики Крым ответ Борисов А.Д. обжалует постановление №84 от 20.01.2017 г., не приводя весомых оснований для его отмены. Считал, что истцом избран неверный способ защиты.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно положениям статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории Республики Крым особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Такие особенности установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38- 3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Ст.13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.

Постановлением Совета Министров Республики Крым №313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 4 которого, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ», утвержденным постановлением Администрации г. Алушта от 30.12.2016 г. №4362 определялся порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по завершению оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ.

В соответствии ч п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

    В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

На основании п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

П.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Решением Изобильненского сельского совета №51/49 от 27.12.2013 г. Борисов А.Д. предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,080 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (л.д.6,59-62).

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 0,080 га, по <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера (л.д.7-8)

По заказу Борисов А.Д. подготовлен межевой план земельного участка по <адрес> (л.д.9-16).

Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Борисов А.Д. отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 800 кв.м. по следующим основаниям:

- имеется вероятность нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов археологического наследия или объектов, обладающих признаками культурного или археологического наследия;

- испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации.

Согласно письма Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ г. № Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым не располагает данными о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на данном земельном участке. Таким образом, нельзя исключить вероятность нахождения объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия на данном земельном участке. Для установления указанной информации необходимо проведение полевых археологических работ в порядке ст.45.1 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Также указано, что Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым вернется к рассмотрению данного вопроса после предоставления результатов полевых работ.

В соответствии с письмом Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ размещение испрашиваемого участка не соответствует градостроительной документации, поскольку земельный участок расположен на территории не предусмотренной для строительства и обслуживания жилого дома (л.д.17,72-81).

Из письма Министерства культуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , адресованного Борисов А.Д. следует, что в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый площадью 800 кв.м. отсутствуют объекты культурного наследия федерального, регионального, местного значения, объекты культурного наследия, подлежащие государственной охране, выявленные объекты культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия, защитные зоны объектов культурного наследия (л.д.18-19).

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также информация Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером снят ДД.ММ.ГГГГ с кадастрового учета, на основании заявления Администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с приложением постановления Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ .(л.д.40-56)

Исходя из исследованных документов, суд приходит к выводу, что о нарушении своего права в прорядке завершения оформления прав на земельный участок истец узнал в 2017 г., а с настоящим иском обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, учитывая указанные выше обстоятельства дела и нормы закона, суд приходит к выводу, что срок исковой давности по заявленным требованиям Борисов А.Д. пропущен, что в силу ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановление Администрации г.Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Ссылки представителя истца на письмо Министерства Культуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ не могут являться основанием для исчисления истцу иного срока для обжалования постановление Администрации г.Алушты Республики Крым от 20.01.2017 №84, поскольку являются субъективной трактовкой правовых норм, подменой существующих понятий и противоречат принципу правовой определенности.

Кроме того, данное письмо является ответом на обращение Борисов А.Д.. Д. от ДД.ММ.ГГГГ и на момент принятия оспариваемого постановления его не существовало, а законность постановления №84 от 20.01.2017 г., истец более четырех лет не оспаривал.

По смыслу заявления Борисов А.Д. его требование о восстановлении земельного участка на кадастровом учете является правовым следствием требования о признании незаконным постановления.

При этом, ч.1 ч.11 ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что земельные участки, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Ч.1 ч.11 ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является императивной нормой и не содержит каких-либо оговорок или изъятий по отношению к аннулированию сведений о земельных участках, в отношении которых имеется судебный спор. Оснований для иного (расширительного) толкования указанной нормы не имеется.

Приказ Росреестра от 01.06.2021 №П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (зарегистрирован в Минюсте России 16.06.2021 №63885) не содержит условий о возможности продления или восстановления указанного срока.

Таким образом, действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по снятию земельного участка с кадастрового учета по заявлению Администрации г.Алушты Республики Крым соответствовали действующим положениям Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Правовых оснований для восстановления сведений о земельном участке на кадастровом учете судом не установлено и законом подобная процедура не предусмотрена.

    Принимая во внимание, что предоставление земельных участков является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, правовых оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок в порядке дооформления по заявлению от 21.11.2016 г., у суда не имеется.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным ими основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковое заявление Борисов А.Д. к Администрации г.Алушты Республики Крым, третьи лица: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным постановление Администрации г. Алушты №84 от 20.01.2017 г., возложении обязанности совершить определенные действия, признании права собственности– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                        Т.Л. Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2023 г.

2-1017/2023 ~ М-763/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Борисов Алексей Дмитриевич
Ответчики
Администрация г. Алушты
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушты
Александровская Оксана Георгиевна
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захарова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее