РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2023 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе: председательствующего – судьи Поземина О.А., при помощнике судьи Ефименко Т.А., с участием военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 подполковника юстиции ФИО6, в отсутствие истца ФИО3 и представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Российской Федерации города Байконур» ФИО7, рассмотрев в помещении военного суда гражданское дело № 2-2457/2023 по исковому заявлению военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Российской Федерации города Байконур» о взыскании доплаты к заработной плате с учетом районного коэффициента,
установил:
Военный прокурор 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135 (далее по тексту – военный прокурор), действующий в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Российской Федерации города Байконур» (далее по тексту – Военный комиссариат г. Байконур), согласно которому, в окончательной редакции, просил произвести перерасчет и взыскать доплату к заработной плате с учетом районного коэффициента за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований военный прокурор указал, что в ходе осуществления прокурорского надзора было выявлено нарушение ответчиком трудовых прав истца на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4, установленного Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644рс «Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске и поселках Тюратаме и Акае Кзыл-Ординской области Казахской ССР» (далее по тексту – Распоряжение № 1644).
В судебном заседании военный прокурор поддержал требования иска, в их окончательной редакции, по изложенным выше основаниям.
Истец ФИО3 и представитель ответчика ФИО7, своевременно и надлежащим образом, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, представили в суд заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом представитель ответчика в своём заявлении указала на признание исковых требований военного прокурора, поданных в интересах истца.
При таких обстоятельствах, с учётом достаточности представленных доказательств, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным провести судебное заседание без участия не явившихся лиц.
Заслушав военного прокурора, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает по трудовому договору в Военном комиссариате г. Байконур и выплата заработной платы ей производится без учёта районного коэффициента 1,4, предусмотренного Распоряжением 1644рс, в том числе и в оспариваемый в иске период.
Ответчик Военный комиссариат г. Байконур является юридическим лицом, может выступать истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам.
Данные обстоятельства, помимо содержания искового заявления
подтверждаются выпиской из кадрового приказа, трудовым договором, расчетом заработной платы истца за оспариваемый период, выпиской из ЕГРЮЛ и иными исследованными документами.
Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и работающих на комплексе «Байконур», от 12 октября 1998 г., социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и работающих
на комплексе «Байконур», обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Соглашением.
В соответствии со статьей 10.1 Договора аренды комплекса «Байконур», заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 10 декабря 1994 г., предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими на комплексе «Байконур», сохраняются их конституционные права.
Статьей 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что на территории РСФСР до принятия
соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР
применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает,
что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, на работников, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, в порядке
и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положениям статей 315, 316, Трудового кодекса Российской Федерации при расчете заработной платы должен применяться районный коэффициент, установленный к заработной плате в районе или местности
по месту выполнения работы.
Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.
По смыслу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных правовыми актами бывшего Союза ССР.
Как следует из пунктов 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются юридическими лицами - территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оплата труда гражданского персонала организаций вооруженных сил Российской Федерации в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ № 545).
В силу пункта 11 приложения № 2 к Приказу № 545 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных
в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными
и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приложению).
Таким образом, действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Вооруженных сил Российской Федерации прямо предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала организаций вооруженных сил районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР.
Специальных указаний относительно выплаты именно районного коэффициента гражданскому персоналу организаций вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и конкретно
на комплексе «Байконур», какие-либо законы, правовые акты Правительства
и Президента Российской Федерации, а также Приказы Министра обороны Российской Федерации, не содержат.
Местность (комплекс «Байконур»), в которой работают сотрудники Военного комиссариата города Байконур (ранее г. Ленинск), относится к районам
с неблагоприятными климатическими (постановление Совета Министров СССР 1988 года № 445) и экологическими (постановление Правительства Российской Федерации 1994 года № 1122) условиями.
Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс
установлен районный коэффициент 1,4 к заработной плате рабочих и служащих
предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных
в г. Ленинске (ныне - г. Байконур).
Как усматривается из пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и пункта 826 утвержденного данным постановлением Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (В редакции Постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 года № 957), Распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс действовало в оспариваемый в иске период и продолжает действовать до 01 сентября 2025 г.
Таким образом, отсутствие в Приказе № 545 соответствующего районного коэффициента для г. Байконур не означает, что действующее Распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года № 1644рс ему противоречит, поскольку указанным приказом не установлены районные коэффициенты за пределами Российской Федерации.
То обстоятельство, что данный нормативный правовой акт
установил районный коэффициент не на территории Российской Федерации,
не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам Российской
Федерации, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые
(служебные) обязанности на территории комплекса «Байконур».
Районный коэффициент, как это следует из норм Трудового кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации (статья 255), Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (статья 10), а также иных нормативно-правовых актов и сложившейся судебной практики, относится к выплатам, обусловленным районным регулированием оплаты труда, начисляется на фактический месячный заработок работника без ограничения его размера, в который включаются: заработная плата, начисленная по должностным окладам за отработанное время, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты к должностным окладам, а так же компенсационные выплаты. При этом районный коэффициент не образует новых окладов, не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчета оклада.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону
и нарушает права и законные интересы других лиц.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда представитель ответчика указала, что требования иска признает в полном объеме, а также то, что положения ст. 39 и 173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны, в связи с чем, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц, в силу ст. 173 ГПК РФ.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, а также признания представителем ответчика требований иска, суд приходит к выводу
о наличии у истца права на получение районного коэффициента 1,4 к заработной плате, и удовлетворяет иск в его окончательной редакции в полном объеме, обязав Военный комиссариат г. Байконур произвести истцу перерасчет и выплатить доплату к реально выплаченной заработной плате за указанный период
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента «1,4».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194–199 ГПК РФ, военный суд, -
решил:
исковое заявление военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть – полевая почта 34135, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Российской Федерации города Байконур» о взыскании доплаты к заработной плате с учетом районного коэффициента – удовлетворить.
Обязать Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Российской Федерации города Байконур», <данные изъяты>, произвести ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>., имеющей паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, перерасчет и взыскать доплату к реально выплаченной заработной плате за период со ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с учетом районного коэффициента «1,4».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
во 2-й Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд
в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу О.А. Поземин