№ 16-6543/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 16 ноября 2023 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Вахидова Далера Фуркатовича Лебедевой М.Е. на вступившие в законную силу постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2023 №5-385/2023, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07.04.2023 №12-557/2023, состоявшиеся в отношении Вахидова Далера Фуркатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2023 №5-385/2023, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07.04.2023 №12-557/2023, гражданин <данные изъяты> Вахидов Д.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан №1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Вахидова Д.Ф. Лебедева М.Е. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на незаконность привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.
Согласно пункту 2 статьи 5 указанного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25.03.2023 в 18 часов 20 минут по адресу: <адрес> выявлен гражданин <данные изъяты> Вахидов Д.Ф., который по истечении срока, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ, от выезда за пределы Российской Федерации уклонился и с 24.12.2020 незаконно находился на территории данного государства, допустив тем самым нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Вахидов Д.Ф. прибыл на территорию Российской Федерации 25.11.2019, 24.12.2019 ему выдан патент №, сроком действия до 24.12.2020, по окончании которого Вахидов Д.Ф. не подал документы для переоформления патента в соответствии с частью 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Вахидовым Д.Ф. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы сведений о том, что по состоянию на день истечения срока временного пребывания Вахидова Д.Ф. на территории Российской Федерации (24.12.2020) у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» материалы дел не содержат и в жалобе не приведено.
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», документ утратил силу 25.10.2023 в связи с принятием Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ).
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации регламентирован Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325.
В силу статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» к полномочиям Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов относится, в частности, определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а также от лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 настоящего Федерального закона; проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов и в случае необходимости запрос дополнительных сведений в соответствующих государственных органах, организациях.
Отклоняя довод Вахидова Д.Ф. о наличии у него гражданства Российской Федерации, судья городского суда обоснованно исходил из того, что доказательства приобретения им гражданства Российской Федерации не представлены
Наличие у Вахидова Д.Ф. вкладыша гражданина Российской Федерации к свидетельству о рождении не освобождало его от соблюдения указанной выше процедуры подачи заявления.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Вахидову Д.Ф. необоснованно, повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений не могут.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Вахидову Д.Ф. требования приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга были соблюдены.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Таким образом, постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Вахидову Д.Ф. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Порядок и срок давности привлечения Вахидова Д.Ф. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2023 №5-385/2023, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07.04.2023 №12-557/2023, состоявшиеся в отношении Вахидова Далера Фуркатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Вахидова Далера Фуркатовича Лебедевой М.Е. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции