Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1268/2023 ~ М-670/2023 от 19.04.2023

Дело № 2-1268/2023

УИД – 91RS0004-01-2023-000868-67

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 ноября 2023 года                                     г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Захарова А.В.,

при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,

с участием: представителя истца Аганина Е.В. – Вербицкого И.Н., действующего на основании доверенности серии от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым и третьего лица – Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым – начальника юридического управления Стеблина А.А., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя истца Аганина Р.С.Вербицкого И.Н. к Администрации <адрес> Республики Крым с указанием третьего лица – Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

представитель истца Аганина Р.С.Вербицкого И.Н. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым с указанием третьего лица – Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым об обязании Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Аганину Р.С. благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта жилое помещение по договору социального найма из муниципального фонда.

Исковое заявление представитель истца – Вербицкий И.Н. мотивировал тем, что решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ помещения цокольного этажа, расположенные по адресу: <адрес>, переданы на баланс коммунального предприятия «Управление благоустройства города и капитального строительства». Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ коммунального предприятия «Управления благоустройства города и капитального строительства» трёхкомнатным блокам общежития по адресу: <адрес> были присвоены номера (1, 2, 3). В ДД.ММ.ГГГГ года КП «Управление благоустройства и капитального строительства» на имя Аганина Р.С. был выдан ордер о праве занятия блока по указанному адресу. С момента вселения истца с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время он (Аганин Р.С.) со своей семьей на законных основаниях открыто и добросовестно пользуется предоставленным помещением, зарегистрирован с членами своей семьи по указанному адресу, нёс и несёт затраты по содержанию имущества, производит текущий ремонт, не допускает задолженностей по оплате коммунальных услуг, что свидетельствует о его добросовестности как нанимателя помещения. Без согласия истца и без учёта интересов истца Администрацией <адрес> Республики Крым были переданы данные помещения ТСН «Ялы-Бой». Вступившим в законную силу решением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковые требования Катранджиева И.А., Товарищества собственников недвижимости «Ялы-Бой» к Аганина Р.С., Рудю А.Н., Бойченко А.А. с указанием третьих лиц – Администрации <адрес> Республики Крым, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об истребовании нежилого помещения цокольного этажа, освобождении самовольно занимаемого нежилого помещения – удовлетворены частично. У Аганина Р.С., Бойченко А.А., Рудя А.Н. истребовано нежилое помещение цокольного этажа общей площадью 291,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 2. На Аганина Р.С., Бойченко А.А., Рудя А.Н. возложена обязанность освободить занимаемое нежилое помещение – цокольный этаж общей площадью 291,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 2. Исковые требования в части передачи нежилого помещения во владение собственников помещений многоквартирного дома – оставлены без удовлетворения. С Аганина Р.С., Бойченко А.А., Рудя А.Н. солидарно в пользу Катранджиева И.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей. Представитель истца считает, что правомерно на основании ордера Аганин Р.С. был вселён в блок цокольного этажа, расположенного по адресу: <адрес>, корпус 2, учитывая, что это спорное помещение имеет признаки специализированного жилого помещения, на основании п. 2 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ Аганин Р.С. не подлежал выселению без предоставления другого жилого помещения, но это происходит в настоящее время, фактически Аганиным Р.С. утрачена возможность проживать в помещении, поэтому просит обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Аганину Р.С. благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта жилое помещение по договору социального найма из муниципального фонда.

В судебных заседаниях представитель истца – Вербицкий И.Н. исковое заявление поддержал в полном объёме, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика и третьего лица – Стеблин А.А. в судебных заседаниях не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, не оспаривал факт выдачи Аганину Р.С. ордера на вселение, но просил учесть выводы вступившего в законную силу решения Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу о том, что цокольный этаж – не является жилым помещение, поэтому Аганину Р.С. не может там далее проживать.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив материалы данного гражданского дела, а также дела № установил следующие обстоятельства.

Решением Алуштинского городского совета 57 сессии 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ коммунальному предприятию «Управление благоустройства города и капитального строительства» переданы на баланс помещения цокольного этажа второй очереди жилого дома по <адрес> в <адрес> для размещения общежития, исполнительному комитету городского совета в установленном законом порядке поручено зарегистрировать и считать указанные помещения цокольного этажа второй очереди жилого дома по <адрес> в <адрес> – общежитием КП «Управления Благоустройства города и капитального строительства» (л.д. 26). Приказом заместителя начальника отдела по управлению коммунальной собственностью Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по приёму-передачи помещений цокольного этажа, расположенных по адресу: <адрес>, на баланс КП «Управление благоустройства города и капитального строительства» (л. 13 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника коммунального предприятия «Управления благоустройства города и капитального строительства» п переданное решением Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное в цокольном этаже жилого дома второй очереди по <адрес> в <адрес>, с целью эффективного использования имущества разделено на три жилых блока, присвоены номера: 3-хкомнатному блоку общей площадью 83,6 кв.м, в том числе жилой – 48,7 кв.м – ; 3-хкомнатному блоку общей площадью 75,8 кв.м, в том числе жилой – 46,8 кв.м – ; 3-хкомнатному блоку общей площадью 77,8 кв.м, в том числе жилой – 47,6 кв.м – (л. 12 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

По протоколу профсоюзного комитета коммунального предприятия «Управления Благоустройства города и капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ Аганину Р.С., Рудю А.Н. и Бойченко А.А. были выделены для проживания помещения в общежитии КП «Управления благоустройства города и капитального строительства», расположенном в жилом доме второй очереди по <адрес> в <адрес> (л. 11 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов). В соответствии с приказом «О закреплении помещений в общежитии предприятия и выдаче ордеров» п от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного начальником коммунального предприятия «Управления благоустройства города и капитального строительства» Курточкиным Ю.Н. за Аганина Р.С. закреплён 3-хкомнатный жилой блок в цокольном этаже жилого дома второй очереди по <адрес> в <адрес> общей площадью 77,8 кв.м, в том числе жилой – 47,6 кв.м, (л. 9 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

На основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ на имена Аганина Р.С. и Аганина Д.С. ДД.ММ.ГГГГ начальником КП «Управление благоустройства и капитального строительства» был выдан ордер о праве занятия жилой площади в общежитии по адресу: <адрес> (вторая очередь), блок 3, жилой площадью 47,6 кв.м (л. 4 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации Аганин Р.С. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>, бл. 3 (л. 6 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов). По содержанию карточки прописки Аганина Р.С. (с отметкой «поднай») и Аганина Д.С. (с отметкой «брат») прописаны по адресу: <адрес>, общ. блок 3 с указанием на ордер от ДД.ММ.ГГГГ и даты прописки – ДД.ММ.ГГГГ (л. 5 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

ДД.ММ.ГГГГ начальник КП «Управление благоустройства и капитального строительства» Курточкин Ю.Н. приказом п от ДД.ММ.ГГГГ «О реконструкции общежития» в связи с отсутствием финансовых средств у предприятия на проведение работ по реконструкции общежития по адресу: <адрес> (вторая очередь), разрешил Рудю А.Н., Бойченко А.А. и Аганину Р.С. за счёт собственных средств реконструкцию блоков общежития для приведения жилых блоков общежития в соответствие с ДБН В 2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные сооружения» (л. 10 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

Были получены различные документы, подтверждающие соответствие помещений цокольного этажа общежития по адресу: <адрес> (вторая очередь) некоторым требованиям жилых квартир: заключение главного инженера Алуштинского отдела «КрымНИИпроект» Рекшинского Э.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29); заключение главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Бесперстова В.В. (л.д. 38); письмо начальника КП «ЖЭУ-1» Автономной Республики Крым Гречко В.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39); заключение и.о. Главного государственного санитарного врача <адрес> Васильцова Н.Ф. (л. 8 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

ДД.ММ.ГГГГ Аганина Р.С., проживающему по адресу: <адрес>, блок 3, начальником отдела по учёту и распределению жилой площади Алуштинского горисполкома Кожуховой Н.И. выдана справка о том, что он состоит на квартирном учёте по месту жительства при исполнительном комитете Алуштинского городского совета по решению от ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди под (л. 7 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

ДД.ММ.ГГГГ в Алуштинский городской суд Автономной Республики Крым поступило исковое заявление коммунального предприятия «Управления Благоустройства города и капитального строительства» к Аганина Р.С. и Аганина Д.С. с указанием третьего лица – ГО ГУ ГМС Украины в Автономной Республики Крым о признании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на занятие помещения в <адрес> блоке по <адрес> в <адрес> недействительным и отмене его, выселении Аганина Р.С. и Аганина Д.С. из цокольного этажа в <адрес> блоке по <адрес> в <адрес> без предоставления иного жилого помещения и снятии последних с регистрационного учёта по указанному адресу (л.д. 3-4 гражданского дела -ц).

Апелляционном определением коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Алуштинского городского суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу № -ц отменено, принято новое решение – в удовлетворении иска коммунального предприятия «Управления Благоустройства города и капитального строительства» к Аганина Р.С. и Аганина Д.С. о признании недействительным и отмене ордера, выселении без предоставления иного жилого помещения и снятии с регистрационного учёта – отказать (л.д. 227-228 гражданского дела -ц).

В данном вступившем в законную силу решении сделаны следующие выводы судебной коллегией: «В соответствии со ст. 118 ч. 1 ЖК Украинской ССР служебные жилые помещения предназначены для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы либо поблизости от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. В соответствии с п. 3 Примерного положения об общежитиях, утверждённого Постановлением Совета Министров Украинской ССР от ДД.ММ.ГГГГ, не допускается размещение общежитий в подвалах и цокольных этажах, а также использование под общежития помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания граждан. Согласно п. 5 данного положения жилые дома регистрируются как общежития в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно справке о внесении в реестр объектов коммунального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120) жилой <адрес> в <адрес> в качестве общежития не зарегистрирован. Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований полагать, что цокольный этаж <адрес> является общежитием, невзирая на решение Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ. В то же время согласно ст. 117 ЖК Украинской ССР, в случае признания ордера на жилое помещение недействительным вследствие неправомерных действий лиц, получивших ордер, они подлежат выселению без предоставления иного жилого помещения. Если граждане, указанные в ордере, ранее пользовались жилым помещением в доме государственного или общественного жилого фонда, им должно быть предоставлено жилое помещение, которое они ранее занимали, либо иное жилое помещение. В случаях признания ордера на жилое помещение недействительным по иным основаниям, кроме случая, предусмотренного частью первой этой статьи, граждане, указанные в ордере, подлежат выселению с предоставлением иного жилого помещения или помещения, которое они ранее занимали. Статьей 59 ЖК Украинской ССР предусмотрено, что ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в случаях предоставления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушении прав иных граждан либо организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерных действий должностных лиц при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений. В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из содержания искового заявления не усматривается, что выселение Аганиных без предоставления иного жилого помещения истец связывает с неправомерными действиями лиц при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения, а информационная справка из реестра прав собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (л.л. 127), согласно которой на момент получения Аганиными ордера каждый из них имел право собственности на 1/3 часть <адрес> в <адрес> общей площадью 48,8 кв.м, жилой площадью – 29,2 кв.м, не свидетельствует о неправомерных действиях ответчиков. Суду не предоставлены доказательства неправомерных действий ответчиков, которые могли выразиться в предоставлении ложной информации при постановке Аганиных на учёт как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путём внесения таких сведений в соответствующие заявления, анкеты. Не предоставлены суду и доказательства, свидетельствующие о том, что наличие у каждого из ответчиков права собственности на 1/3 часть <адрес> препятствовало выдаче им ордера. Также коллегия судей учитывает и то обстоятельство, что решение о выделении Аганину Р.С. для проживания помещения в общежитии КП «Управление благоустройства города и капитального строительства», размещённом в жилом доме второй очереди по <адрес> в <адрес>, с выдачей ордера, принятое на совместном заседании профсоюзного комитета и администрации КП «Управление благоустройства города и капитального строительства», изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, не отменено. Требования о выселении Аганина Р.С., Аганина Д.С. с предоставлением иного жилого помещения не заявлялись» (л.д. 227-228 гражданского дела

Согласно постановлению Главы Администрации <адрес> Республики Крым Огнёвой Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ из хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия городского округа Алушты Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства» муниципальное недвижимое имущество – нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью – 291,2 кв.м, постановлено исключить Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым объекты недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (л.д. 168 т. 1 гражданского дела ). По акту о приёме-передаче от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение общей площадью 291,2 кв.м. в цокольном этаже жилого <адрес> передано МУП «Управление благоустройства города и капитального строительства» в Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым (л.д. 189-190 т. 1 гражданского дела ). В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ о приёме-передаче объектов нефинансовых активов нежилые помещения общей площадью 291,2 кв.м в цокольном этаже жилого <адрес> в ТСН «Ялы-Бой» (л.д. 187-188 гражданского дела ). На данном акте от ДД.ММ.ГГГГ имеются запись от имени начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Барабаш Л.М. и председателя ТСН «Ялы-бой» Канатаевой Г.Н. о том, что в процессе осмотра нежилых помещений установлен факт проживания граждан с 2010 года с подтверждением и пердоставлением выданного ордера от ДД.ММ.ГГГГ и регистрацией в техпомещениях (л.д. 187-188 т. 1 гражданского дела ).

ДД.ММ.ГГГГ в Алуштинский городской суд Республики Крым поступило исковое заявление Катранджиева И.А., Товарищества собственников недвижимости «Ялы-Бой» к Аганина Р.С., Рудю А.Н., Бойченко А.А. с указанием третьих лиц – Администрации <адрес> Республики Крым и Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об истребовании у ответчиков нежилого помещения цокольного этажа общей площадью 291,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, корпус 2, и передачи его во владение собственников помещений многоквартирного дома ТСН «Ялы-Бой»; об обязании ответчиков освободить самовольно занимаемое данное нежилое помещение. Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично: у Аганина Р.С., Бойченко А.А., Рудя А.Н. истребовано нежилое помещение цокольного этажа общей площадью 291,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 2, на них (ответчиков) возложена обязанность освободить занимаемое нежилое помещение; а исковые требования в части передачи нежилого помещения во владение собственников помещений многоквартирного дома – оставлены без удовлетворения (л.д. 9-13 т. 2 гражданского дела ). Дополнительным решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ у ответчиков истребовано в пользу собственников помещений многоквартирного дома ТСН «Ялы-Бой» нежилое помещение цокольного этажа общей площадью 291,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 2 (л.д. 109-111 т. 2 гражданского дела ).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Аганина Р.С., Рудя А.Н. и Бойченко А.А. – без удовлетворения (л.д. 191-197 т. 2 гражданского дела ). В апелляционном определении отражено следующее: «Спорные помещения цокольного этажа по адресу: <адрес> (вторая очередь), блок 1 не были созданы как общежитие либо иной объект жилого фонда и специально для этого в установленном порядке не переустроены, разрешение санэпидемстанции на заселение спорных помещений как помещения в общежитие отсутствуют, указанные помещения не зарегистрированы как общежитие в исполкоме Алуштинского городского совета, после переоборудования спорных помещений Рудём А.Н. и Рудь С.А. они в эксплуатацию не сдавались, ввиду чего спорные помещения не могут использоваться как помещения общежития, поскольку размещены в цокольном этаже. Судами отмечено, что решение 57 сесии 5-го созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче помещений цокольного этажа, расположенного по адресу: <адрес>, на баланс коммунального предприятия «Управление благоустройства города и капитального строительства»» само по себе не является решением о смене статуса спорных помещений, расположенных в цокольном этаже» (л. 195 т. 2 гражданского дела ).

Судебные решения были оспорены Аганиным Р.С., Рудём А.Н. и Бойченко А.А. в кассационном порядке, определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ состоявшиеся судебные решения оставлены без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения (л.д. 243-249 т. 2 гражданского дела ). Судом кассационной инстанции отмечено, что «при разрешении спора суд правомерно исходил из положений п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которым к общему имуществу в многоквартирном доме отнесено имущество, отвечающее закреплённым в этих законоположениях юридическим признакам, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, невозможное для использования с иным самостоятельным назначением. Наличие у спорных помещений цокольного этажа по вышеуказанному адресу самостоятельного, в том числе, жилого назначения, судом не установлено» (л. 245 т. 2 гражданского дела ).

Из поступивших материалов от Администрации <адрес> Республики Крым следует, что ДД.ММ.ГГГГ Аганина Р.С. повторно обратился к Главе Администрации <адрес> Республики Крым с заявлением, в котором содержится просьба заключить с ним договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, бл. , указав его – Аганина Р.С. в качестве основного квартиросъёмщика согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КП «Управления благоустройства города и капитального строительства». В случае невозможности заключения указанного договора, просил предоставить альтернативное жилое помещение муниципального жилого фонда (л. 2 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов). Уведомлением первого заместителя Главы Администрации <адрес> Республики Крым – Боярчука А.В. от ДД.ММ.ГГГГ Аганина Р.С. отказано в заключении договора социального найма (л. 1 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, представленной из Ялтинского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по запросу суда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в собственности у Аганина Р.С. находится земельный участок с кадастровым номером 90:15:030104:99, расположенный по адресу: <адрес>; жилого помещения за ним не зарегистрировано.

Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствовался следующими нормами закона.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). С учётом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и другим категориям гражданам, нуждающихся в жилье. В соответствии с п. 1 ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. Статьёй 15 ЖК РФ регламентировано, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ). По правилам ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры. Из положений части 2 ст. 62 ЖК РФ следует, что самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. В п. 3 ст. 85 ЖК РФ отражено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В статье 87 ЖК РФ указано, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В ч. 1 ст. 92 ЖК РФ оговорено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, помимо прочего, относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях. Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. По положениям ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В ст. 94 ЖК РФ регламентировано, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. На основании ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

На момент вселения Аганина Р.С. жилищные отношения, возникающие по поводу учёта граждан, нуждающихся в жилье (по тогдашней терминологии «нуждающихся в улучшении жилищных условий»), и по поводу предоставления жилья, регулировались следующим нормативно-правовым актом – Жилищным кодексом Украины от 30 июня 1983 года № 5464-X. Статьёй 21 Жилищного кодекса Украины (далее – ЖК Украины) регламентировано, что профессиональные союзы, другие общественные объединения, трудовые коллективы в соответствии с законодательством Украины и уставами (положениями) общественных объединений, а также граждане участвуют в управлении государственным и общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности. По решению трудовых коллективов предприятий и организаций в коллективных договорах могут предусматриваться для рабочих и служащих, которые имеют право на первоочередное получение жилых помещений, а также новаторов и передовиков производства, которые добились высоких показателей в труде и участвуют активную в общественной жизни, льготные основания признания их требующими улучшение жилищных условий при обеспечении жилой площадью по месту работы, а также и количество жилой площади, которое выделяется для этой цели. В коллективных договорах отмеченным новаторам и передовикам производства может быть предусмотрено предоставление жилых помещений в первоочередном порядке. Согласно ст. 31 граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном настоящим кодексом и другими актами законодательства Украины. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если другое не установлено законодательством Украины), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В статье 34 ЖК Украины регламентировано, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, среди прочего, граждане: обеспеченные жилой площадью ниже уровня, что определяется порядке, устанавливаемом этим кодексом и другими актами законодательства Украины; которые проживают в помещении, которое не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям; которые проживают по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов; которые проживают в общежитиях. Граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, берутся на учёт для получения жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и вносятся в единый государственный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок ведения которого определяет Кабинет Министров Украины. На основании ст. 36 учёт граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту проживания в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета. Порядок взятия граждан на учёт требующих улучшения жилищных условий предусмотрен статьёй 39, в ней отражено, что граждане берутся на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий: по месту проживания - исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете; по месту работы - общим решением администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другого общественного объединения и соответствующего профсоюзного комитета. При этом берутся во внимание рекомендации трудового коллектива. Решения о взятии граждан на учет требующих улучшения жилищных условий по месту работы утверждается исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета. По ст. 40 ЖК Украины граждане состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилищного помещения. Граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, вследствие которого отпали основания для предоставления другого жилого помещения. В ст. 50 указано, что жилое помещение, которое предоставляется гражданам для проживания, должно быть благоустроенным относительно с условиями данного населённого пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Согласно ст. 117 ЖК Украины в случае признания ордера на жилое помещение недействительным вследствие неправомерных действий лиц, которые получили ордер, они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Если граждане, отмеченные в ордере, раньше пользовались жилым помещением в доме государственного или общественного жилищного фонда, им должно быть предоставлено жилое помещение, которое они раньше занимали, или другое жилое помещение. В случаях признания ордера на жилое помещение недействительным по другим основаниям, кроме случая, предусмотренного частью первой этой статьи, граждане, отмеченные в ордере, подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения или помещения, которое они раньше занимали. На основании ст. 118 служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или поблизости от него. В соответствии со ст. 127 ЖК Украины для проживания рабочих, служащих, студентов, учеников, а также других граждан в период работы или обучения могут использоваться общежития. Для временного проживания лиц, отбывавших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок и нуждающихся в улучшении жилищных условий или жилая площадь которых временно заселена или которым вернуть бывшее жилое помещение нет возможности, а также лиц, нуждающихся в медицинской помощи в связи с заболеванием туберкулезом, используются специальные общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этой цели жилые дома. Жилые дома регистрируются как общежития в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета. Из содержания ст. 129 ЖК Украины следует, что на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации орган местного самоуправления выдаёт гражданину специальный ордер, который является единым основанием для вселения на предоставленную жилую площадь в общежитии.

Согласно ч. 4 ст. 216 ГК РФ вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего кодекса. В соответствии с положением ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. На основании ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального закона РФ (далее – ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

Применяя приведённые нормы закона, анализируя все представленные доказательства, суд учитывает следующие сложившиеся обстоятельства на сегодняшний момент: фактически помещение по адресу: <адрес> (вторая очередь), блок 3 было передано Аганина Р.С. для проживания на основании протокола заседания профсоюзного комитета и администрации КП «Управление благоустройства города и капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ и ордера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Аганина Р.С., работающему в КП «Управление благоустройства города и капитального строительства», представлено право занятия обособленно с семьёй из 2 человек жилой площади в общежитии. Семья Аганиных вселилась в предоставленное помещение, члены семьи зарегистрировались в установленном порядке по месту проживания, ими принимались меры для получены различные документов, подтверждающих соответствие помещений цокольного этажа общежития по адресу: <адрес> (вторая очередь) некоторым требованиям жилых квартир, семья проживала в этом жилье на протяжении длительного времени, они производили оплату коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ Аганина Р.С., проживающему по адресу: <адрес>, блок 3, начальником отдела по учёту и распределению жилой площади Алуштинского горисполкома Кожуховой Н.И. выдана справка о том, что он состоит на квартирном учёте по месту жительства при исполнительном комитете Алуштинского городского совета по решению от ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди под (л. 7 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов). То есть, в установленном порядке ст.ст. 31-40 Жилищного кодекса Украины, действующего на тот момент, Аганина Р.С. был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоял на учёте. Эти сведения никто из сторон не опровергает. Коммунальное предприятие «Управления Благоустройства города и капитального строительства» оспорило в 2013 году ордер от ДД.ММ.ГГГГ на занятие помещения в <адрес> блоке по <адрес> в <адрес> и просило выселить Аганина Р.С. и Аганина Д.С. из цокольного этажа в <адрес> блоке по <адрес> в <адрес> без предоставления иного жилого помещения, а также снять их с регистрации по указанному адресу по причине того, что помещению, куда были вселены Аганины, не был присвоен статус общежития. Апелляционном определением коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска было отказано, в нём сделаны выводы, что отсутствуют доказательства совершения Аганиными неправомерных действий для получения ордера, или предоставление ими не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, или нарушении прав иных граждан либо организаций на указанное в ордере жилое помещение. Эти выводы суда в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательны для нынешнего суда, принимающего решение по настоящему спору.

В итоге решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, у Аганина Р.С. истребовано в пользу собственников помещений многоквартирного дома ТСН «Ялы-Бой» нежилое помещение цокольного этажа, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 2. То есть, в результате этого Аганина Р.С., признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящий на учёте с 2011 года, так и не обеспечен до настоящего времени благоустроенным жилым помещением. Эти выводы подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учётом приведённых выше норм права, признанием органом местного самоуправления в установленном на тот момент порядке Аганина Р.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учёте, что следует из содержания справки от ДД.ММ.ГГГГ (л. 7 предоставленных Администрацией <адрес> заверенных материалов), отсутствуем у него (Аганина Р.С.) до настоящего времени жилого помещения в собственности, факт обращения последнего в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о заключении договора социального найма на жилое помещение муниципального жилого фонда, но получение отказа в предоставлении данной муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что в реестре муниципальной собственности отсутствует жилое помещение, которое является предметом договора, суд полагает, что Аганина Р.С. исчерпал возможности восстановления своих жилищных прав в административном порядке, поэтому он вынужден обратиться за судебной защитой. По результатам судебного процесса путём анализа всех представленных доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования Аганина Р.С. необходимо удовлетворить, так как последний с момента признания его в установленном на тот момент порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учёте до сих пор не обеспечен возможностью получить благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем на Администрацию <адрес> Республики Крым необходимо возложить обязанность предоставить Аганину Р.С. благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору социального найма из состава имеющихся жилых помещений муниципального фонда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

                                                                Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования представителя истца Аганина Р.С.Вербицкого И.Н. к Администрации <адрес> Республики Крым с указанием третьего лица – Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Аганину Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору социального найма из состава имеющихся жилых помещений муниципального фонда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Захаров А.В.

2-1268/2023 ~ М-670/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аганин Роман Сергеевич
Ответчики
Администрация г. Алушты
Другие
Вербицкий Игорь Николаевич
Управление имущественных и земельный отношений Администрации г. Алушты
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захаров Александр Владимирович
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.07.2023Предварительное судебное заседание
31.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2023Предварительное судебное заседание
28.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее