дело № 2-11/2024 (№ 2-1156/2023)
УИД № 27RS0013-01-2023-001667-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2024 г. г. Амурск
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Бурдакова О.И.
при секретаре Василенко Ю.С.,
с участием представителя истца Ивановой А.Г.,
ответчика Борзых В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» о взыскании с Борзых В. Н. задолженности за потребленную тепловую энергию за счет наследственного имущества Н.ровой Н. И.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее по тексту АО «ДГК», истец) обратилось в Амурский городской суд с иском к наследственному имуществу Н.ровой Н. И. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение), указав, что на основании ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения, который считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. На имя Никифоровой Н.И. открыт лицевой счет № по адресу: <адрес>, что наряду с фактическим потреблением ответчиком отопления и горячего водоснабжения, является доказательством заключения письменной сделки между потребителем и АО «ДГК». Энергоснабжающая организация выставляла к оплате за период июль 2014 г. по октябрь 2016 г. квитанции, в нарушение требований закона обязательства по оплате ответчиком не выполнены.
Согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ собственник жилого помещения Никифорова Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Наследник, принявший наследство умершего, не известен.
Просит установить наследников умершей Никифоровой Н.И., привлечь их к участию в деле в качестве ответчиков, взыскать с наследников задолженность за период за период июль 2014 г. по октябрь 2016 г. в размере 20 217,18 рублей, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 806,52 рублей, а всего 21 023,70 рублей (л.д. №).
Определением судьи Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Борзых В. Н..
В судебном заседании Иванова А.Г. настаивала на удовлетворении исковых требований, не возражала против заявленного ответчиком ходатайство о применении срока исковой давности.
В судебном заседании ответчик Борзых В.Н. исковые требования не признала, просила применить срок исковой давности.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного Кодекса.
В соответствии со ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего, за истекшим месяцем.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что в квартиру по адресу <адрес>, поступала тепловая энергия, за которую собственник не вносил плату, в результате чего за указанный истцом период образовалась задолженность в размере 20 217,18 руб.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), собственником жилого помещения адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ значится Н.рова Н. И..
Из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) следует, что зарегистрированных жильцов не имеется. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире имел регистрацию сын Никифоровой Н.И. – Никифоров В.А.
ДД.ММ.ГГГГ Никифорова Н.И. умерла в <адрес>, что следует из записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №).
В силу пункты 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 (ред. от 24.12.2020) «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Из наследственного дела № ДД.ММ.ГГГГ следует, что к нотариусу с обратились: сын Никифоров В.А., как наследник по закону, с заявлением о принятии наследства в виде денежного вклада в АК Сбербанк РФ и Борзых В.Н. с заявлением о принятии наследства по завещанию в виде квартиры по адресу: <адрес>. Указанным лицам выданы свидетельства о праве на наследство (л.д. №).
В силу пункта 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, наследниками, принявшими наследство в виде квартиры адресу: <адрес>, после смерти Никифоровой Н.И., являются Никифоров В.А. и Борзых В.Н., которые как владельцы квартиры должны нести расходы по содержанию принадлежащего им жилого помещения.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности за счет наследственного имущества, между тем период образования задолженности за период июль 2014 г. - октябрь 2016 г., то есть после смерти Никифоровой Н.И - ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, взыскиваемая задолженность не является долгом наследодателя. При таких обстоятельствах к требованиям истца к ответчику не подлежат применению нормы наследственного права.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ Никифоров В.А. умер (л.д. №), исходя из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, наследники после смерти последнего мер к принятию наследства не приняли, задолженность по оплате за тепловую энергию, подаваемую в квартиру по адресу: <адрес>, подлежит взысканию с Борзых В.Н.
Между тем, ответчиком Борзых В.Н заявлено о применении срока исковой давности к исковым требованиям АО «ДГК».
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее постановление Пленума), течение исковой давности по требованию юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п. 24 постановления Пленума, по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части; срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, задолженность за теплоснабжение образовалась в период июль 2014 г. - октябрь 2016 г., между тем истец, будучи осведомленным о нарушении прав юридического лица, с исковым заявлением обратился только ДД.ММ.ГГГГ, сведений о признании долга ответчиком после ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат; доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, не имеется; исковые требования не относятся к категории требований, определенных ст. 208 ГК РФ.
Таким образом, суд считает, что истец пропустил срок исковой давности, который не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, что является самостоятельным основанием для отказа в иске; в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
При рассмотрении вопроса о возложении на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных истцом, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска АО «ДГК» уплатило государственную пошлину в размере 1 806,52 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 96 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Поскольку истцу отказано в иске, то, в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, указанные судебные расходы подлежат оставлению на АО «ДГК» и не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 214, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» о взыскании с Борзых В. Н. задолженности за потребленную тепловую энергию за счет наследственного имущества Н.ровой Н. И. отказать.
Копию решения в течение пяти дней со дня его составления в мотивированном виде направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.И. Бурдакова
Решение в мотивированном виде составлено 31 января 2024 г.