Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-4212/2023 от 27.04.2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № 16-4212/2023

город Краснодар 03 августа 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующей в интересах Бабенкова Ф.В. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования Темрюкский района Бабенкова Ф.В.,

установил:

постановлением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бабенкова Ф.В. в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Темрюкский районный суд Краснодарского края.

Постановлением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года, Бабенков Ф.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью. 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции защитник ФИО1 просит отменить решение судьи Краснодарскго краевого суда от 15 марта 2023 года, ссылаясь на его незаконность, постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2022 года о прекращении производства по делу оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы указывает, что невозможность внесения изменений в условия Соглашения от 27 декабря 2021 года в части уменьшение объема субсидии, предоставляемой из средств краевого бюджета, фактически необходимом для исполнения расходного обязательства в текущем финансовом году допущено по независящим от Бабенкова Ф.В. обстоятельствам, так как 27 декабря 2021 года являлось последним днем принятия платежных документов по целевым расходам.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в пределах доводов жалобы.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения главы администрации муниципального образования Темрюкский район Бабенкова Ф.В. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Бабенкова Ф.В. к административной ответственности, предусмотренной выше нормой послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым указанным должностным лицом нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий) бюджету МО <адрес> из резервного фонда администрации <адрес> в 2021 году, установленные пунктами 4.3.2, 4.3.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ , выразившиеся в неисполнении (несвоевременном и неполном) расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия и недостижении показателя результативности - объема восстановленного материального ущерба 40 988,0 тыс. рублей в 2021 году (в 2021 году социальную выплату получили 13 семей (39 человек) в общей сумме 35 424,5 тыс. рублей (ф. по ОКУД 0503127 на ДД.ММ.ГГГГ), что меньше на 5 568,9 тыс. рублей (5 568,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 0,7 тыс. рублей - местного бюджета) и 3 семьи (4 человека), чем предусмотрено Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (40 993,4 тыс. рублей).

Как следует из материалов дела в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Темрюкский район, утвержденного решением Совета МО <адрес> VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) к вопросам местного значения муниципального образования <адрес> относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) ликвидация чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

К полномочиям органов местного самоуправления относится принятие решения об отнесении возникшей ЧС к чрезвычайной ситуации муниципального характера, созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (подпункт «б», «д» пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Согласно и. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание резервных фондов субъектов Российской Федерации и резервных фондов местных администраций, средства которых направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.08.2007 № 698 утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации <адрес>» (далее - Положение ).

Согласно п. 3 Положения бюджетные ассигнования резервного фонда администрации Краснодарского края (далее - Фонд) направляются, в том числе на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> для финансового обеспечения непредвиденных расходов.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств из краевого бюджета» из резервного фонда администрации Краснодарского края министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> (далее - Министерство ГО и ЧС) выделены бюджетные ассигнования в сумме 40 988,0 тыс. рублей для предоставления субсидии бюджету МО Темрюкский район в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Темрюкский район ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ -K3 «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Положением между Министерством ГО и ЧС и администрацией МО <адрес> заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40 988,0 тыс. рублей.

Предметом Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является предоставление из краевого бюджета в 2021 году бюджету МО Темрюкский район субсидии в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования Краснодарского края по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств краевого бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств краевого бюджета 820, раздел 10, подраздел 03, целевая статья 9625262400, вид расходов 521 на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> из резервного фонда администрации <адрес> в соответствии с Положением и постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств из краевого бюджета».

Согласно п. 1.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ субсидия предоставляется за счет средств краевого бюджета 2021 года.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ бюджету МО <адрес> доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый 2021 год в сумме 40 988,0 тыс. рублей.

Расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ Министерством ГО и ЧС доведены на лицевой счет МО <адрес> предельные объемы финансирования в сумме 40 988,0 тыс. рублей.

Сводная бюджетная роспись бюджета МО <адрес> на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная начальником финансового управления администрации муниципального образования <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает расходы бюджета на 2021 год по коду бюджетной классификации 902 1003 79100S2400 320 на сумму 40 993,4 тыс. рублей (средства краевого бюджета 40 988,0 тыс. рублей, местного бюджета 5,4 тыс. рублей), на 2022 и 2023 года расходы 0,0 тыс. рублей. Согласно п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

В силу пп. 2 и 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, а также обеспечивает результативность использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно условиям Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Темрюкский район обеспечивает своевременное и полное исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия (п. 4.3.2); обеспечивает достижение показателя результативности - объем восстановительного материального ущерба за счет средств краевого бюджета в размере 40 988,0 тыс. рублей (п. 4.3.3).

С учетом нормы п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ своевременное и полное исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, а также достижение показателя результативности - объем восстановительного материального ущерба за счет средств краевого бюджета в размере 40 988,0 тыс. рублей должно быть выполнено администрацией МО <адрес> в период действия бюджетных ассигнований, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

По распоряжению администрации МО Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ -р за счет субсидии из краевого бюджета предоставлены социальные выплаты 13 семьям (39 человек), пострадавшим в результате ЧС от ДД.ММ.ГГГГ, в общей сумме 35 424,5 тыс. рублей (средства краевого бюджета - 35 419,8 тыс. рублей, местного бюджета - 4,7 тыс. рублей) на приобретение жилого помещения.

Согласно отчету об использовании субсидий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнение по расходам получателя межбюджетных трансфертов - администрации МО <адрес> в 2021 году составило 35 419,8 тыс. рублей, что не соответствует объему расходного обязательства муниципального образования, в целях финансирования которого предоставлена субсидия (40 988,0 тыс. рублей), предусмотренному п. 4.3.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ .

По факту выявленных нарушений должностным лицом Контрольно-счетной палаты <адрес> в отношении ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении Бабенкова Ф.В. в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, судья районного суда установил, что в период с 24 декабря по ДД.ММ.ГГГГ три семьи не смогли представить документы в соответствии с требованиями пункта 3.4 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования Темрюкский район, по причине несостоявшейся сделки купли-продажи жилых помещении предварительно заявленных для приобретения за счет социальной выплаты на дату формирования документов для рассмотрения вопроса о выделении средств из краевого бюджета в порядке софинансирования для предоставления жилых помещении гражданам, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем не были включены в распоряжение администрации муниципального образования Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> все вышеназванные семьи реализовали свое право на получение социальной выплаты в 2022 году, посредством заключенных между Министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края и администрацией муниципального образования <адрес> Соглашений о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Судья <адрес>вого суда с указанными выводами не согласился полагая, что доказательств об исключительном характере обстоятельств совершения данного административного правонарушения ФИО4 не представлено, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не имелось, постановление судьи районного суда вынесено без всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела

Принимая решение об отмене постановления судьи районного суда судья краевого суда исходил из того, что состав вмененного Бабенкову Ф.В. административного правонарушения относится к формальным составам и не предполагает наступление негативных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнение им своих публично-правовых обязанностей по соблюдению условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Кроме того, как верно отмечено судьей Краснодарского краевого суда, допущенное главой муниципального образования <адрес> Бабенковым Ф.В. административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий), в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.

Оснований не согласиться с выводами судьи Краснодарского краевого суда не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, судья краевого суда, направляя дело на новое рассмотрение исходил из того, что нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также нарушает права граждан. Отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, а постановление судьи районного суда вынесено без всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.

Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

В данном случае факт нарушения не связывается нормой части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с обязательным наступлением вредных последствий.

Судьей районного суда указанные обстоятельства должным образом проверены не были.

Таким образом, при рассмотрении судьей районного суда данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В силу изложенного вывод судьи районного суда не может быть признан законным и обоснованным, поскольку он сделан преждевременно без учета всех имеющихся в деле доказательств, без надлежащей проверки и оценки этих доказательств на предмет их допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допущенные судьей Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2022 года нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем вышестоящей судебной инстанцией принято оспариваемое решение об отмене судебного акта.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

С учетом указанных процессуальных нарушений в рассматриваемом случае у судьи Краснодарского краевого суда имелись основания для отмены вынесенного судебного постановления и возвращения дела на новое рассмотрение. На момент принятия такого решения срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории, не истек.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 15.15.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░

16-4212/2023

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
БАБЕНКОВ ФЕДОР ВИКТОРОВИЧ
Другие
Клыкова Мария Александровна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее