№2-958/2023
УИД 80RS0001-01-2023-002383-30
Решение
именем Российской Федерации
п. Агинское 19 декабря 2023г.
Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Красулиной И.Н.,
при секретаре Лыксыковой Э.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зам.прокурора Агинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Поселок Агинское» о возведении котельной,
установил:
Зам.прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании возвести котельную, обеспечивающую надежное теплоснабжение потребителей <адрес>. В собственности ГО «Посёлок Агинское» имеется объект теплоснабжения (котельная), расположенный по адресу: пгт. Агинское <адрес>, кадастровый №, обеспечивающей теплой энергии. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование помещения котельной, в ходе которого установлено, что здание в целом ухудшилось в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, что приводит к снижению надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. По результатам обследования вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии нежилого здания требованиям технических регламентов (норм и правил) и о признании нежилого здания аварийным и подлежащим сносу.ДД.ММ.ГГГГ администрацией ГО «<адрес>» вынесено постановление № о признании нежилого помещения по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. В связи с имеющимися нарушениями администрация ГО «<адрес>» не получило паспорт готовности к отопительному периоду, что подтверждается ответом Забайкальского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное обстоятельство создает угрозу жизни и здоровью для работников котельной и неопределенного круга лиц. Также существует прямая угроза срыва работы котельной «ДСУ» в период отопительного сезона. Просит обязать администрацию городского округа «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвести котельную, обеспечивающую надежное теплоснабжение потребителей <адрес>.
Истец помощник прокурора <адрес> Заб.края Максимова А.Б. поддержала исковые требования.
Ответчик Администрация городского округа «<адрес>» о дате, времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменном отзыве просили отказать в удовлетворении иска.
Заинтересованное лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи <адрес> о дате, времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
Заинтересованное лицо представитель ООО «Тепловик» Гонгоров Ч.Б. по доверенности в судебном заседании пояснил, что что бездействие органа местного самоуправления нарушает права работников ООО «Тепловик» на безопасные условия труда, а также права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе права на получение надлежащего качества коммунальной услуги по теплоснабжению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу положения ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (части 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с п. 3.3.1 Приказа Министерства энергетики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, неразрывно связанный с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.
В соответствии с п. 13.6.1. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи <адрес>" министерство определяет системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установлено по делу, на территории ГО «<адрес>» расположена котельная по адресу: пгт. Агинское <адрес>, согласно выписке из ЕГРН, собственником котельной является городской округ «<адрес>».
Согласно Концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией городского округа «<адрес>» (далее - Концедент) и обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик» (далее - Концессионер), Концедентом предоставляются Концессионеру объекты теплоснабжения городского округа согласно перечню, указанному в приложениях к соглашению, в том числе котельная, расположенная по вышеуказанному адресу, сроком на 5 (пять) лет. Полномочия собственника в отношении указанного имущества выполняет администрация городского округа «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование помещения котельной, в ходе которого установлено, что здание в целом ухудшилось в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, что приводит к снижению надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. По результатам обследования вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии нежилого здания требованиям технических регламентов (норм и правил) и о признании нежилого здания аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией ГО «<адрес>» вынесено постановление № о признании нежилого помещения по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В связи с имеющимися нарушениями администрация ГО «<адрес>» не получило паспорт готовности к отопительному периоду, что подтверждается ответом Забайкальского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из представленных стороной ответчика документов, также следует, что 06.06.2022г. направлено зам.председателя Правительства Заб.края локально-сметный расчет проведения строительных работ здания котельной «ДСУ» расположенный по адресу: <адрес>. 10.08.2023г. направлено повторное обращения Министреству ЖКХ Заб.края о не готовности к отопительному сезону котельной ДСУ с целью определения источники финансирования по капитальному ремонту котельной «ДСУ» в <адрес> г.
Факт выявленных нарушений представителем ответчика не оспаривался. Доказательства, опровергающие доводы прокурора, суду не представлены. Кроме этого, в ходе судебного заседания представителем ООО «Тепловик» указано на то, бездействие органа местного самоуправления нарушает права работников ООО «Тепловик» на безопасные условия труда, а также права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе права на получение надлежащего качества коммунальной услуги по теплоснабжению. Также ответчик имеет возможность возвести модульную котельную, что упрощает затраты на ее возведение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что собственником котельной, расположенной в <адрес>, является городской округ «<адрес>» и выявленные недостатки не устранены на момент рассмотрения дела в суде, допущенное бездействие администрации не соответствует требованиям законодательства и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей населенного пункта, суд считает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить, обязать Администрацию ГО «<адрес>» возвести котельную, обеспечивающую надежное теплоснабжение потребителей <адрес> в течение 6мес. со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Агинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Поселок Агинское» в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвести котельную, обеспечивающую надежное теплоснабжение потребителей п. Агинское.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей апелляционной жалобы через Агинский районный суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.12.2023 г.
Судья И.Н. Красулина